Однокоренные слова к словам «друг», «дружба»

Что объединяет родственные слова, методы их образования

Для получения родственных слов используют суффиксы, приставки и окончания. Для них имеется общее понятие – постфиксы. Но тут есть тонкая грань – слова, у которых только разное окончание, родственными не считаются. Значит, это только лишь форма слова.

Филологи выделяют три основных способа появления новых слов в русском языке:

  1. Суффиксально-префиксальный – к корню добавляют и префикс, и суффикс;
  2. Префиксальный – используется только префикс для создания нового слова;
  3. Суффиксальный – слово создают с использованием суффикса.

Из всех перечисленных методов для создания родственных слов в основном используется суффиксально или суффиксально-префиксальный методы. А вот префиксальным способом новые слова образовывать не разумно, ведь получается примерно то же, что и при замене окончания – разные формы слова.

Взять хотя бы слова бегать, убегать, побегать. Между ними нет особых отличий, соответственно они не считаются родственными словами.

Этимологически родственные корни с чередованием гласных

Фактически, мы здесь выявим аблаутные парадигмы.
В большинстве случаев при таких чередованиях в слогокорневой таблице будет представлен один корень
(с указанием чередований через одинарную косую черту).

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе *O/*E

Этимологически родственные корни с чередованием о/е/ё (от *о/е — этот вид чередований в таблице представлен одним корнем):

  1. водить, увод — вести, вёл;
  2. возить, воз — везти, вёз;
  3. косить?, коса — чесать ,
    чёлка ;
  4. носить, ноша — нести, нёс.

Этимологически родственные корни с нуль-чередованиями *о/0, *e/0, *o/e/0 (в т.ч. *or/*ъr, *ol/*ъl, *er/*ьr, *el/ьl*…):

  1. волк — волочить//влачить, влечь ?;
  2. длинный — долгий; даль, дол;
  3. чёлн — чело .

Этимологически родственные корни с чередованием а/е (из долгих *о:/е:):

  1. важ/веж (важный, вежливый);
  2. кадить/чад;
  3. лазить/лезть.

Этимологически родственные корни с длинным рядом чередований
(в общем случае — *о/е/o:/ou/e:/i:/en):

  1. лаж?/леж/лож/ляг/луж (*о/е/en) ;
  2. рок/рек/риц: речь, рок, порицать (*о/е/e:/i:);
  3. сад/сед/сид/сод/сяд: сад, сажа?, седло, се(д)л, сода?, сидеть (*о/е/o:/e:/i:/en);
  4. ступ/стоп/степ: ступня, ступать; стопа; степенный (*о/е/ow).

Этимологически родственные корни с семантически неявным чередованием о/е
(из предыдущего типа чередования, а также в результате междиалектных заимствований):

  1. добрый, сдобный, удобный — дебелый (доб/деб — из *о/е?);
  2. лань — олень (из *ol-n-is, *el-n-is);
  3. осень — ясень? (вост. и юж. варианты *es-en-is) — ясный?;
  4. рок, урок — речь, предрекать; прорицать (рок/реч/риц — из *о/е:/i:);
  5. скудный — щедрый? [если «у» в скуд- не из юса — древнее чередование дифтонгов *оw/ey?].

Этимологически родственные корни с чередованием у/я (бывших предносовых *о/е):

  1. груда — гряда;
  2. груз — грязь;
  3. кудесник, чудо? — чад?;
  4. кусать — час, часть;
  5. куст — чаща;
  6. пружина, подпруга, упругий — напрягать, пряжка, впрячься;
  7. путь; путы? — пята; пять?;
  8. рубить, рубец — рябой;
  9. ружье — ряд, заряжать;
  10. скудный — щадить?;
  11. трус, труха — трясти ;
  12. тугой, тужить — тяжелый, тянуть ;
  13. узел, узкий — вязать, вязкий ;
  14. утро, нутро, внутри — ядро, ядрёный;
  15. хруст — хрящ.

Этимологически родственные корни с проявленным и скрытым носовым (в общем случае — он/ен/у/я из *on/en):

  1. звон/звенеть — звучать/звякать;
  2. щенок — чадо? [здесь, по-вдимому, налагается еще чередование начальных согласных *sk/k].

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *U

В общем случае это индоевропейские чередования *ou/eu/u.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ю индоевропейского характера (из *ou/eu)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:

  1. кудесник — чудеса.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ъ/о индоевропейского характера (из *ou/0u):

  1. бодрый — будить — бдить (и бодать?) [также блюсти — от *beud-tei?];
  2. крошить, крошка — крушить, крупа.

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *I

В общем случае это индоевропейские чередования *oi/ei/i.

Этимологически родственные корни с чередованием и/е индоевропейского характера (из *oi/ei)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:

  1. блестеть — блистать [если здесь не чередование *e:/i:].

Этимологически родственные корни с чередованием е/и/ь индоевропейского характера (из *oi/0i):

  1. ?

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый
– существительным слизь
, написание существительного пескарь
– словом писк

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Проверь себя:

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Родственные слова и синонимы

Родственные слова имеют одинаковый корень и являются производными формами от начального слова. Синонимы представляют собой слова, имеющие сходный смысл. Но корень у синонимов будет различный. Так, слова «яркий» и «блестящий» являются синонимами. Но они не родственны друг другу.

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова, как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У них должна получиться подобная слов:- бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование, знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.

Родродродродродрод

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162,
Полякова, Учебник

Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 87,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 165,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 143,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 179,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 97,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 99,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 152,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 161,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 175,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 94,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 377,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 392,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 393,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 160,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 111,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Словарь однокоренных слов

ветер, ветерок, ветрило, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

класс, классный, внеклассный;

лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

плечо, плечико, плечистый;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка;

снегирь, снегирёк;

сор, соринка, сорняк, сорить;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
    о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
    е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
    я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
    а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
    ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
    е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
    о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
    о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
    е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
    о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
    о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
    и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
    и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
        к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
        г / ж / з друг — дружба — друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: