Урок 12 Как устроен наш язык Морфологический разбор имени существительного
Оля сказала, что слова неваляшка и матрёшка — неодушевлённые имена существительные, так как эти слова называют неживые предметы. Марина считает их одушевлёнными, так как формы родительного и винительного падежей у этих слов совпадают. А это бывает только у одушевлённых имён существительных: Р. п. (нет) неваляшек, матрёшек; В. п. (вижу) неваляшек, матрёшек. Кто из девочек прав?
Упражнение 1. Запиши имена существительные в два столбика:
1) одушевлённые; 2) неодушевлённые.
ёлка, синица, жук, скамейка, ночь, сестра, учитель, корабль, мастер, матрёшка, неваляшка, шофёр, шкаф, стекло, рояль, врач
Проверь себя: здесь девять одушевлённых существительных.
С какой целью мы проводим фонетический анализ слова и разбор слова по составу?
Как ты думаешь, что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
Какие из перечисленных признаков можно отнести к имени существительному?
Подумай, какие признаки имени существительного постоянные, а какие — изменяются вместе с изменением формы слова.
Как провести морфологический разбор имени существительного1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Перечисли постоянные признаки: *одушевлённое — неодушевлённое, *собственное — нарицательное, род, склонение. 4. Перечисли непостоянные признаки: число, падеж. 5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец. На поляну выбежал заяц.1. (На) поляну — имя существительное.2. Начальная форма — поляна.3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.4. Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж.5. В предложении является обстоятельством: выбежал (куда?) на поляну.
Упражнение 2. Проверь, как Андрей выполнил морфологический разбор слова ядро. Есть ли ошибки в его работе?
На Луну Мюнхгаузен прилетел на ядре.1. (На) ядре — имя сущ.2. Нач. форма — ядро.3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.4. Непост. призн.: ед. ч., П. п. 5. Прилетел (на чём?) на ядре.
Упражнение 3. Найди ошибки и недочёты в работах ребят, письменно исправь их.
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши из него пять имён существительных, которые являются обстоятельствами. Среди этих существительных только одно в форме родительного падежа. Назови это имя существительное и письменно выполни его морфологический разбор.
Плывёт туман над речкой, Луна стоит в окне.Поёт сверчок за печкойВ полночной тишине.Течёт из щёлки сонной,Как бархатный песок,Ленивый, монотонный, Скрипучий голосок. (Т. Белозёров)
-
Назад
-
Вперёд
«Исправить» (глагол)
Значение слова «исправить» по словарю С. И. Ожегова
- Сделать лучше, освободив от каких-нибудь недостатков, пороков
- Устранить в чем-нибудь неисправность, повреждение, недостатки
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: исправить — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- совершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- II спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее
Совершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что сделал?исправилЧто сделаю?исправлю | Что сделал?исправилЧто сделаешь?исправишь | Что сделал?исправилЧто сделает?исправит |
Женский род (ед. число) | Что сделала?исправилаЧто сделаю?исправлю | Что сделала?исправилаЧто сделаешь?исправишь | Что сделала?исправилаЧто сделает?исправит |
Средний род (ед. число) | Что сделало?исправилоЧто сделаю?исправлю | Что сделало?исправилоЧто сделаешь?исправишь | Что сделало?исправилоЧто сделает?исправит |
Множественное число | Что сделали?исправилиЧто сделаем?исправим | Что сделали?исправилиЧто сделаете?исправите | Что сделали?исправилиЧто сделают?исправят |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Обратите внимание
Начальная форма глагола
Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
Формальные показатели инфинитива – формообразующие суффиксы -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ), –чь (пеЧЬ).
У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения
Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
будущее время глагола несов.вида – буду писать;
условное наклонение – сделал бы;
формы повелительного времени – пусть летит, давайте пойдем.
Начальная форма глагола должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола: записал (сов.в.) – записать (н.ф., сов.в.).
Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.
Спряжение
Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
Разбор для них различается.Неспрягаемые формы глагола:
инфинитив;
причастие – особая форма глагола;
деепричастие – особая форма глагола.
Спрягаемым формам присущи категории:
наклонение;
время (в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени);
род (в прошедшем времени).
Спряжение – это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать – сделать (I спряжение), гнать – обогнать (II спряжение).
Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться – учить (II спряжение).
Определение спряжения
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме
Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.
Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
Если личные окончания глагола под ударением, то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) – 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) – П спряжение.
Если личное окончания безударные:
Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью приставки: ВЫпить работать (что делать?);
По гласной перед -ть определить спряжение(заучить выделенное красным !)
Спряжение
глаголы
Перечисление и примеры
Исключения
П спряжение
глаголы на -ить
строить, лепить, хвалить
брить, стелить.
7 глаголов на -еть
смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
4 глагола на -ать
гнать, держать, слышать, дышать
I спряжение
все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть, -чь, -ти
делать, чувствовать, мокнуть
смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы
2 глагола на -ить
брить, стелить
разноспрягаемые(имеют окончания и I, и II спряжений)
бежать, хотеть, брезжить и образованные от них
особоспрягаемые
дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.);
Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:
победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить – нет формы 1 лица ед.ч.
столпиться, сгруппироваться, разбрестись – нет ед.ч.;
жеребиться, кристаллизоваться – нет формы 1 и 2 лица.
Спряжение | глаголы 2-го лица мн.числа в повелительной форме | 2-ое лицо мн.число настоящего или будущего времени (у глаголов совершенного вида) времени |
---|---|---|
I спряжение формы различны |
(вы) стУкните и крИкните! | (вы) стУкнете и крИкнете |
(вы) скАжите и (на)пИшите! | (вы) скАжете и (на)пИшете | |
II спряжение формы одинаковы |
(вы) любИте! держИте! | (вы) лЮбите, дЕржите. |