Корень и однокоренные (родственные) слова

Родственные слова (однокоренные). давайте разберёмся!

Примеры родственных слов

  • делать — дело, дело­вой, делец, деля­га, про­де­лать, сде­лать, сдель­ный, отде­лать, отдел, наде­лать, надел, при­де­лать, при­дел, без­де­лье, без­дель­ник, без­дель­ни­чать;
  • добрый — доб­ро­та,  доб­ряк, одоб­ре­ние, одоб­рить, одоб­ри­тель­ный, задоб­рить;
  • ель — ёлка, ёлоч­ка, ело­вый, ель­ник, подъ­ель­ник;
  • жалеть — жал­кий,  жаль, жалость, жало­ба, жалоб­ный, жалоб­ность, жалоб­но, жалоб­щик, жалоб­щи­ца, жалост­ли­вый, жалост­ли­во, пожа­леть, сжа­лить­ся;
  • зреть —  узреть, зре­ли­ще, зре­лищ­ный, зре­лищ­ность, обо­зреть, обо­зре­ние, обо­зре­вать, обо­зре­ва­тель, обо­зри­мый;
  • зуб — зубик, зуб­ной, зуба­стый, зубов­ный (скре­жет), зубо­ска­лить, зубо­скал, зубо­дер;
  • играть — игра, игри­ще, игро­вой,  игор­ный, играль­ный, игрок, игрун,  игрун­чик, игру­нья, игруш­ка, игру­шеч­ный, про­иг­рать, про­иг­рыш, наиг­рыш, заиг­рать, пере­иг­рать, отыг­рать, разыг­рать, розыг­рыш;
  • игла — игол­ка,  иголь­ный, иго­лоч­ка, иго­лоч­ный, иголь­ни­ца, иголь­ча­тый;
  • кар­тина — кар­тин­ка, кар­ти­ноч­ка, кар­тин­ный, кар­тин­ность, кар­тин­но;
  • карта — кар­точ­ка, кар­то­те­ка, кар­ты, кар­тиш­ки, кар­то­граф, кар­то­гра­фия;
  • ленить­ся — лень, лени­вый, лени­во, лени­вец, лени­ви­ца, леность, лен­тяй, лен­тяй­ка;
  • лежать — лежа­лый, лежак, лежа­чий, лежа­ние, лежанка,лежбище, сле­жать­ся, отле­жать;
  • малина — малин­ка,  мали­ни­на, малин­ный, мали­но­вый, мали­нов­ка, малин­ник;
  • работать — рабо­та, рабо­чий, работ­ный, работ­ник, работ­ни­ца, рабо­то­да­тель, отра­бо­тать, зара­бо­тать, зара­бо­ток,
  • смеять­ся — смех, сме­хо­та, смеш­ной, сме­шить, сме­шин­ка, высме­и­вать, рас­сме­шить, засме­ять­ся, пере­смеш­ник;
  • смелый — сме­ло, сме­лость, смель­чак, сме­леть, осме­леть.

Родственные слова и формы слов

Корень явля­ет­ся цен­траль­ной обя­за­тель­ной мор­фе­мой в соста­ве сло­ва. Он объ­еди­ня­ет сло­ва в одну семью. Образно гово­ря, род­ствен­ные сло­ва явля­ют­ся близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми, так как име­ют похо­жий смысл, кото­рый  заклю­чен в одном и  том же корне, напри­мер:

сло­во «крас­ный» обо­зна­ча­ет один из основ­ных цве­тов спек­тра. Выделим в его соста­ве глав­ную мор­фе­му:

красный — корень/окончание.

Подберем сло­ва с этим же кор­нем:

  • краснота (суще­стви­тель­ное);
  • краснова­тый (при­ла­га­тель­ное);
  • краснеть, покраснеть, закраснеть­ся (гла­го­лы).

В этом ряду род­ствен­ных слов с кор­нем красн-, свя­зан­ных общим смыс­лом с при­ла­га­тель­ным «крас­ный», име­ют­ся лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, в отли­чие от форм рас­смат­ри­ва­е­мо­го при­ла­га­тель­но­го:

  • мимо красного дома;
  • у красной рату­ши;
  • любу­юсь красным тюль­па­ном и т.

Потренируемся в под­бо­ре род­ствен­ных слов с одним и тем же кор­нем и форм суще­стви­тель­но­го «бег»:

  • бег, бегот­ня, бегун, бегу­нья, бегать, про­бе­гать, про­бег, про­беж­ка (род­ствен­ные сло­ва);
  • бег — час (чего?) бег-а, инте­ре­су­юсь (чем?) бег-ом, раду­юсь (чему?) бег-у, рас­ска­жу всем (о чём?) о бег-е (падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го).

Родственные сло­ва суще­стви­тель­но­го «бег» при­над­ле­жат к раз­ным частям речи. В сво­ем мор­фем­ном соста­ве они име­ют допол­ни­тель­но к обще­му кор­ню раз­ные при­став­ки и суф­фик­сы (напри­мер: пробегать — приставка/корень/суффикс/окончание), кото­рые при­вно­сят в общий смысл род­ствен­ных слов неко­то­рые оттен­ки зна­че­ний. В фор­мах суще­стви­тель­но­го «бег» корень один и тот же, а меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние.

Сравним, напри­мер, ряды род­ствен­ных слов и форм при­ла­га­тель­но­го «тем­ный»:

  • тем­ный, темень, тем­но­та, тем­но­ти­ща, тем­неть, потем­неть, потем­не­ние, потём­ки (род­ствен­ные сло­ва);
  • тем­ный — темн-ее, темн-ейш-ий, самый тем­ный (фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­но­го).

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот
      , кот
      ёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб
      , дуб
      ок.
    • С корнем -лес-: лес
      , лес
      ной, перелес
      ок, лес
      ник, лес
      очек.
    • С корнем -свет-: свет
      , свет
      ить, свет
      лый, посвет
      ить, рассвет
      , свет
      ильник, свет
      лячок.
    • С корнем -дар-: дар
      , дар
      ить, подар
      очный, подар
      ок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: мор
      е, мор
      ской, приморский, мор
      як, морячка.
    • С корнем -рос-: рос
      а, рос
      истый, рос
      ы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб

      гриб
      ник — гриб
      ок — гриб
      ной — гриб
      ница — гриб
      очек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб)
      .
    • лис
      ичка — лис
      а — лис
      онька — лис
      ка — лис
      лис
      ята — лис
      ий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис
      ).
    • Груш
      а — груш
      ка — груш
      евый — груш
      ища — груш
      ечка — груш
      енька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш
      ).
    • Плод
      — бесплод
      ие — бесплод
      ный -выплод
      — оплод
      отворение — оплод
      отворить — оплод
      отворять — плод
      ик — плод
      ить —плод
      иться — плод
      ный — плод
      овитый — плод
      овый — плод
      оносный — плод
      ородие — приплод
      — расплод
      ить — расплод
      иться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой
заключено их основное значение. Корень в родственных словах
пишется одинаково.

Как происходит образование родственных слов?

Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.

В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.

Не родственные слова

Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к

значения их корней различаются.

Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.

Как подбирать родственные слова?

Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?

Основные правила при подборе родственных слов:

1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.

2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:

садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);

садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).

3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:

водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).

Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:

Этимологически родственные корни с чередованием гласных

Фактически, мы здесь выявим аблаутные парадигмы.
В большинстве случаев при таких чередованиях в слогокорневой таблице будет представлен один корень
(с указанием чередований через одинарную косую черту).

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе *O/*E

Этимологически родственные корни с чередованием о/е/ё (от *о/е — этот вид чередований в таблице представлен одним корнем):

  1. водить, увод — вести, вёл;
  2. возить, воз — везти, вёз;
  3. косить?, коса — чесать ,
    чёлка ;
  4. носить, ноша — нести, нёс.

Этимологически родственные корни с нуль-чередованиями *о/0, *e/0, *o/e/0 (в т.ч. *or/*ъr, *ol/*ъl, *er/*ьr, *el/ьl*…):

  1. волк — волочить//влачить, влечь ?;
  2. длинный — долгий; даль, дол;
  3. чёлн — чело .

Этимологически родственные корни с чередованием а/е (из долгих *о:/е:):

  1. важ/веж (важный, вежливый);
  2. кадить/чад;
  3. лазить/лезть.

Этимологически родственные корни с длинным рядом чередований
(в общем случае — *о/е/o:/ou/e:/i:/en):

  1. лаж?/леж/лож/ляг/луж (*о/е/en) ;
  2. рок/рек/риц: речь, рок, порицать (*о/е/e:/i:);
  3. сад/сед/сид/сод/сяд: сад, сажа?, седло, се(д)л, сода?, сидеть (*о/е/o:/e:/i:/en);
  4. ступ/стоп/степ: ступня, ступать; стопа; степенный (*о/е/ow).

Этимологически родственные корни с семантически неявным чередованием о/е
(из предыдущего типа чередования, а также в результате междиалектных заимствований):

  1. добрый, сдобный, удобный — дебелый (доб/деб — из *о/е?);
  2. лань — олень (из *ol-n-is, *el-n-is);
  3. осень — ясень? (вост. и юж. варианты *es-en-is) — ясный?;
  4. рок, урок — речь, предрекать; прорицать (рок/реч/риц — из *о/е:/i:);
  5. скудный — щедрый? [если «у» в скуд- не из юса — древнее чередование дифтонгов *оw/ey?].

Этимологически родственные корни с чередованием у/я (бывших предносовых *о/е):

  1. груда — гряда;
  2. груз — грязь;
  3. кудесник, чудо? — чад?;
  4. кусать — час, часть;
  5. куст — чаща;
  6. пружина, подпруга, упругий — напрягать, пряжка, впрячься;
  7. путь; путы? — пята; пять?;
  8. рубить, рубец — рябой;
  9. ружье — ряд, заряжать;
  10. скудный — щадить?;
  11. трус, труха — трясти ;
  12. тугой, тужить — тяжелый, тянуть ;
  13. узел, узкий — вязать, вязкий ;
  14. утро, нутро, внутри — ядро, ядрёный;
  15. хруст — хрящ.

Этимологически родственные корни с проявленным и скрытым носовым (в общем случае — он/ен/у/я из *on/en):

  1. звон/звенеть — звучать/звякать;
  2. щенок — чадо? [здесь, по-вдимому, налагается еще чередование начальных согласных *sk/k].

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *U

В общем случае это индоевропейские чередования *ou/eu/u.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ю индоевропейского характера (из *ou/eu)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:

  1. кудесник — чудеса.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ъ/о индоевропейского характера (из *ou/0u):

  1. бодрый — будить — бдить (и бодать?) [также блюсти — от *beud-tei?];
  2. крошить, крошка — крушить, крупа.

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *I

В общем случае это индоевропейские чередования *oi/ei/i.

Этимологически родственные корни с чередованием и/е индоевропейского характера (из *oi/ei)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:

  1. блестеть — блистать [если здесь не чередование *e:/i:].

Этимологически родственные корни с чередованием е/и/ь индоевропейского характера (из *oi/0i):

  1. ?

Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения

4. Самоопределение к деятельности

— Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша  тётка – гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

— Среди слов тоже есть родственники.

5. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

Упр.77

— Прочитайте текст.

— Теперь прочитаем только выделенные слова.

— Что роднит эти слова? /Предположения детей /

— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?

— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

Упр.78

— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

7. Закрепление изученного материала.

— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири-снеговики

Песню просвистели.

— Какие однокоренные слова запомнили?  /по снегам,  снегири, снеговики, снежные)

— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо, жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: