Примеры родственных слов
- делать — дело, деловой, делец, деляга, проделать, сделать, сдельный, отделать, отдел, наделать, надел, приделать, придел, безделье, бездельник, бездельничать;
- добрый — доброта, добряк, одобрение, одобрить, одобрительный, задобрить;
- ель — ёлка, ёлочка, еловый, ельник, подъельник;
- жалеть — жалкий, жаль, жалость, жалоба, жалобный, жалобность, жалобно, жалобщик, жалобщица, жалостливый, жалостливо, пожалеть, сжалиться;
- зреть — узреть, зрелище, зрелищный, зрелищность, обозреть, обозрение, обозревать, обозреватель, обозримый;
- зуб — зубик, зубной, зубастый, зубовный (скрежет), зубоскалить, зубоскал, зубодер;
- играть — игра, игрище, игровой, игорный, игральный, игрок, игрун, игрунчик, игрунья, игрушка, игрушечный, проиграть, проигрыш, наигрыш, заиграть, переиграть, отыграть, разыграть, розыгрыш;
- игла — иголка, игольный, иголочка, иголочный, игольница, игольчатый;
- картина — картинка, картиночка, картинный, картинность, картинно;
- карта — карточка, картотека, карты, картишки, картограф, картография;
- лениться — лень, ленивый, лениво, ленивец, ленивица, леность, лентяй, лентяйка;
- лежать — лежалый, лежак, лежачий, лежание, лежанка,лежбище, слежаться, отлежать;
- малина — малинка, малинина, малинный, малиновый, малиновка, малинник;
- работать — работа, рабочий, работный, работник, работница, работодатель, отработать, заработать, заработок,
- смеяться — смех, смехота, смешной, смешить, смешинка, высмеивать, рассмешить, засмеяться, пересмешник;
- смелый — смело, смелость, смельчак, смелеть, осмелеть.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
красный — корень/окончание.
Подберем слова с этим же корнем:
- краснота (существительное);
- красноватый (прилагательное);
- краснеть, покраснеть, закраснеться (глаголы).
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
- мимо красного дома;
- у красной ратуши;
- любуюсь красным тюльпаном и т.
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
- бег, беготня, бегун, бегунья, бегать, пробегать, пробег, пробежка (родственные слова);
- бег — час (чего?) бег-а, интересуюсь (чем?) бег-ом, радуюсь (чему?) бег-у, расскажу всем (о чём?) о бег-е (падежные формы существительного).
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: пробегать — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
- темный, темень, темнота, темнотища, темнеть, потемнеть, потемнение, потёмки (родственные слова);
- темный — темн-ее, темн-ейш-ий, самый темный (формы степеней сравнения прилагательного).
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот
, кот
ёнок. - С корнем -дуб-: дуб
, дуб
ок. - С корнем -лес-: лес
, лес
ной, перелес
ок, лес
ник, лес
очек. - С корнем -свет-: свет
, свет
ить, свет
лый, посвет
ить, рассвет
, свет
ильник, свет
лячок. - С корнем -дар-: дар
, дар
ить, подар
очный, подар
ок. - С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: мор
е, мор
ской, приморский, мор
як, морячка. - С корнем -рос-: рос
а, рос
истый, рос
ы. - Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
-
гриб
—
гриб
ник — гриб
ок — гриб
ной — гриб
ница — гриб
очек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб)
. -
лис
ичка — лис
а — лис
онька — лис
ка — лис
— лис
ята — лис
ий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис
). -
Груш
а — груш
ка — груш
евый — груш
ища — груш
ечка — груш
енька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш
). -
Плод
— бесплод
ие — бесплод
ный -выплод
— оплод
отворение — оплод
отворить — оплод
отворять — плод
ик — плод
ить —плод
иться — плод
ный — плод
овитый — плод
овый — плод
оносный — плод
ородие — приплод
— расплод
ить — расплод
иться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой
заключено их основное значение. Корень в родственных словах
пишется одинаково.
Как происходит образование родственных слов?
Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.
В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.
Не родственные слова
Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к
значения их корней различаются.
Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.
Как подбирать родственные слова?
Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?
Основные правила при подборе родственных слов:
1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.
2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:
садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);
садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).
3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:
водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).
Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:
Этимологически родственные корни с чередованием гласных
Фактически, мы здесь выявим аблаутные парадигмы.
В большинстве случаев при таких чередованиях в слогокорневой таблице будет представлен один корень
(с указанием чередований через одинарную косую черту).
Этимологически родственные корни с чередованиями на основе *O/*E
Этимологически родственные корни с чередованием о/е/ё (от *о/е — этот вид чередований в таблице представлен одним корнем):
- водить, увод — вести, вёл;
- возить, воз — везти, вёз;
- косить?, коса — чесать ,
чёлка ; - носить, ноша — нести, нёс.
Этимологически родственные корни с нуль-чередованиями *о/0, *e/0, *o/e/0 (в т.ч. *or/*ъr, *ol/*ъl, *er/*ьr, *el/ьl*…):
- волк — волочить//влачить, влечь ?;
- длинный — долгий; даль, дол;
- чёлн — чело .
Этимологически родственные корни с чередованием а/е (из долгих *о:/е:):
- важ/веж (важный, вежливый);
- кадить/чад;
- лазить/лезть.
Этимологически родственные корни с длинным рядом чередований
(в общем случае — *о/е/o:/ou/e:/i:/en):
- лаж?/леж/лож/ляг/луж (*о/е/en) ;
- рок/рек/риц: речь, рок, порицать (*о/е/e:/i:);
- сад/сед/сид/сод/сяд: сад, сажа?, седло, се(д)л, сода?, сидеть (*о/е/o:/e:/i:/en);
- ступ/стоп/степ: ступня, ступать; стопа; степенный (*о/е/ow).
Этимологически родственные корни с семантически неявным чередованием о/е
(из предыдущего типа чередования, а также в результате междиалектных заимствований):
- добрый, сдобный, удобный — дебелый (доб/деб — из *о/е?);
- лань — олень (из *ol-n-is, *el-n-is);
- осень — ясень? (вост. и юж. варианты *es-en-is) — ясный?;
- рок, урок — речь, предрекать; прорицать (рок/реч/риц — из *о/е:/i:);
- скудный — щедрый? [если «у» в скуд- не из юса — древнее чередование дифтонгов *оw/ey?].
Этимологически родственные корни с чередованием у/я (бывших предносовых *о/е):
- груда — гряда;
- груз — грязь;
- кудесник, чудо? — чад?;
- кусать — час, часть;
- куст — чаща;
- пружина, подпруга, упругий — напрягать, пряжка, впрячься;
- путь; путы? — пята; пять?;
- рубить, рубец — рябой;
- ружье — ряд, заряжать;
- скудный — щадить?;
- трус, труха — трясти ;
- тугой, тужить — тяжелый, тянуть ;
- узел, узкий — вязать, вязкий ;
- утро, нутро, внутри — ядро, ядрёный;
- хруст — хрящ.
Этимологически родственные корни с проявленным и скрытым носовым (в общем случае — он/ен/у/я из *on/en):
- звон/звенеть — звучать/звякать;
- щенок — чадо? [здесь, по-вдимому, налагается еще чередование начальных согласных *sk/k].
Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *U
В общем случае это индоевропейские чередования *ou/eu/u.
Этимологически родственные корни с чередованием у/ю индоевропейского характера (из *ou/eu)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:
- кудесник — чудеса.
Этимологически родственные корни с чередованием у/ъ/о индоевропейского характера (из *ou/0u):
- бодрый — будить — бдить (и бодать?) [также блюсти — от *beud-tei?];
- крошить, крошка — крушить, крупа.
Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *I
В общем случае это индоевропейские чередования *oi/ei/i.
Этимологически родственные корни с чередованием и/е индоевропейского характера (из *oi/ei)
[можно считать также первым типом — на основе вариантов *o/e]:
- блестеть — блистать [если здесь не чередование *e:/i:].
Этимологически родственные корни с чередованием е/и/ь индоевропейского характера (из *oi/0i):
- ?
Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова
Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.
Тема: Родственные слова
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Метапреметные: познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.
3. Актуализация знаний
— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
А) Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(берёза)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит.
(осина)
Надели на палку
Стальную ладошку.
И под ладошку
Сажают картошку.
(лопата)
Неживая, а идет
неподвижна, а ведет.
(дорога)
Вырос в солнечный денек
У лесной дорожки
Ярко-красный огонек
На зеленой ножке
(ягода)
Проверка: сверка с образцом на доске
-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/
— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения
4. Самоопределение к деятельности
— Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша тётка – гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию./
— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
— Среди слов тоже есть родственники.
5. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое родственные слова?/
Упр.77
— Прочитайте текст.
— Теперь прочитаем только выделенные слова.
— Что роднит эти слова? /Предположения детей /
— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?
— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/
Упр.78
— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?
— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.
6. Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам пригнусь.
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
7. Закрепление изученного материала.
— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири-снеговики
Песню просвистели.
— Какие однокоренные слова запомнили? /по снегам, снегири, снеговики, снежные)
— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).
8. Рефлексия.
Работа по карточкам.
— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.
а) Желток, железо, жёлтый.
б) Печурка, печать, печка
в) Носильщик, нос, носатый
Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.
9. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие слова называются однокоренными?
10. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47