Переход из одной части речи в другую
Как же можно создавать новые слова? Образовывать новые слова можно несколькими способами:
- добавлением приставок и суффиксов: кушать — покушать;
- сокращением слова: заместитель — зам;
- сложением слов: лес + парк — лесопарк;
- переходом из одной части речи в другую.
Последний прием рассмотрим подробнее.
Порой слово может стать другой частью речи, так как оно станет выполнять другую грамматическую функцию в предложении. Например, сначала слово обозначало действие, а теперь — предмет: печь (пирожки) — (русская) печь. Слово будет выглядеть абсолютно так же, иногда может добавляться приставка (запечь). Именно поэтому понять без контекста часть речи у таких слов бывает сложно.
Теперь внимательно изучаем таблицу и примеры:
Переход из этой части речи | В эту часть речи | ||
существительное | наречие | местоимение | |
существительное —> | — | капельку (1*), посередине | — |
прилагательное —> | гостиная (2*), ванная | вплотную (3*) | в настоящей (4*) книге (роль указательного местоимения) |
причастие —> | раненый (5*) | — | В данный (6*) момент… |
деепричастие —> | — | сидя, молча | — |
числительное —> | Трое подошли… | Много думал | — |
местоимение —> | каждый | Чувствую себя ничего… | — |
- “Я видел капельку (сущ) дождя, стекающую по окну” — “Эх, хотя бы капельку (наречие) побольше времени”.
- “Последний раз Анет видела его в гостиной (прил) комнате.” — “Гостиная (сущ) была просторной”.
- “В плотную (прил) землю сложно посадить семена.” — “Я подошел к ней вплотную (наречие)”.
- “Я так и не разобрался с настоящим (прил) временем.” — “В настоящей (мест) книге мы должны были найти примеры указательных местоимений”.
- “Раненый (прич) в плечо боец старался доползти до укрытия.” — “Раненый (сущ) не мог разговаривать от боли”.
- “Данное (прич) слово нельзя вернуть, выполняй свое обещание!” — “В данный (мест) момент сложно понять, что происходит”.
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
- Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
- Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
- Служебные — но, под, если, между и пр.
- Наречия — весьма, очень.
- Междометия — ах, эй, ага, алло.
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
- Найти несколько родственных понятий.
- Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор разговор шел о безударных гласных. Но трудности могут возникнуть и с написанием гласных под ударением. Например, с буквами О-Ё после шипящих в корне слова.
Сложность в том, что в устной речи мы всегда произносим О. К примеру, слово жёлудь. Мы пишем букву ё, но произносим о.
Чтобы понять, какую букву написать, нужно подобрать однокоренные слова или попробовать изменить форму слова. Например, жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если при подборе однокоренного слова или изменении его формы мы не слышим букву Е, то в таких словах пишем О. Например, шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Сравните примеры:
-
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
-
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
-
Любовь — любитель, любимый, любить.
Любой — по-любому.
-
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
-
приставка,
-
суффикс,
-
постфикс.
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
-
окончание;
-
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
-
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;
-
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
-
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
-
Сильный — сильнее, сильней — суффикс образует форму простой сравнительной степени прилагательного.
-
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»
Вариант 1.
Учащийся____________________________________________
1. Закончи предложение.
Однокоренными называются слова, которые________________________________
______________________________________________________________________
2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) конь, конкурс, коньки;
б) лес, лесенка, лесник;
в) двор, дворник, дворовый.
3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Соль — ________________________________________________________
Звон — ________________________________________________________
Цвет — ________________________________________________________
4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Луг, луговой, лужа, лужок.
5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Сосняк — _____________________
грибник — ____________________
тракторист — __________________
моряк — ______________________
росинка — ____________________
6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
Проплясали по сн_гам
Снежные метели.
Сн_гири сн_говикам
Песню просв_стели
Вариант 2.
Учащийся____________________________________________
1. Закончи предложение.
Корень — это___________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) пол, половник, польза;
б) сад, садовод, садик;
в) ручка, ручей, ручник.
3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Лес — ________________________________________________________
Зима — ________________________________________________________
Море — ________________________________________________________
4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.
Горный, гора, гористый, горевать.
Аллея, алый, алеют, заалел.
5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Больница — _____________________
кормушка — ____________________
субботник — __________________
рядок — ______________________
братишка — ____________________
6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
У засн_женной р_ки,
В снежном переулке,
Звонко носятся сн_жки
Режут лёд сн_гурки.
Русский язык 5 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019
Буквы Е — И в корнях с чередованием
В корнях глаголов бер — бир, пер — пир, дер — дир, тер — тир, ~ мер — мир, блест — блист, стел — стил, жег — жиг, чет — чит пишем и, если за корнем стоит суффикс А: расстелить — расстилать
Убирать (есть суффикс А) — уберу (нет суффикса А),
Расстилать (есть суффикс А) — расстелить (нет суффикса А)
Зажигать (есть суффикс А) — зажечь (нет суффикса А)
Почитать (есть суффикс А) — вычитание (нет суффикса А)
Задание № 160
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму.
Приб…раю в доме, выч…сть из десяти, ст…раю бельё, заст…лю постель, ум…раю от жажды, ст…реть с доски, зам…рать от восторга, проб…рались по лесу, перест…лаю кровать, расст…лить платок, приб…ру в комнате, переб…ру фотографии, бл…стеть на солнце, образовать разж…гать костёр, разб…ру бумаги, отп…реть замок, бл…стать в свете, выж…гать по дереву, прож…гать жизнь, перест…лаю постель, зап…реть дверь, изб…рать президента, заж…чь свечу, бл…стеть на солнце, переч…тать роман.
Исключение: сочЕтать, сочЕтание
Соч…тать шторы с другими предметами интерьера, соч…тание цветов, соч…тание стилей, образовать словосоч…тание.
Задание № 161
Выполните тест.
1. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) прот…рать, соч…тать, р…стение
2) акт…визироваться, аккл…матизироваться, ст…снённый (в средствах)
3) ут…пический д…лина, осн…щение
4) упр…влять, …рнамент, м…ценат
Ответ: 1
2. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) упр…влять, об…днеть, д…лёкий
2) расст…лить, выж…гать, прот…реть
3) в…ренье, п…ролон, доск…нально
4) одр…хлеть, разр…дить (обстановку), осв…тить (прожектором)
Ответ: 2
3. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) соб…рать, словосоч…тание, изл…жение
2) возн…кновение, н…жнейший, происх…дить
3) г…мназист, зав…щать, словосоч…тание
4) эт…кетка, тр…вожиться, побл…дневший
Ответ: 1
4. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) зам…реть, забл…стать, р…сток
2) уб…диться, с…мпатия, изб…гающий
3) пож…леть, загр…мировать, ан…литический
4) нап…лнять, по…вляться, в…ршина
Ответ: 2
5. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) кр…пыш, обл…скать, од…брительный
2) объ…снение, выгл…деть, р…мантичный
3) предл…гать, пр…тензия, обр…млённый
4) соч…тать, выж…гать, отр…сль
Ответ: 4
6. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) ж…стикулировать, экз…менатор, разб…влять
2) возл… гать, зап…рать, пол…гать
3) р…дчайший, апп…тит, р…мантичный
4) б…ллон, возл…гать, през…дент
Ответ: 2
7. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) изб…рательный, поч…тать, выр…щивать
2) п…лезный, в…ронка, забл…ставший
3) воспом…нание, св…щенный, т…оретик
4) пер…одический, обв…нить, просв…щение
Ответ: 1
8. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) обд…рать, соковыж…малка, през…дентский
2) изб…гать, разн…мать, кр…терий
3) вм…стительный, неприм…римо, выв…сивший
4) выч…тать, расст…лить, уб…рать
Ответ: 4
9. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) осв…тительный, отрем…нтировать, м…дицина
2) реан…мировать, объед…нение, прогр…меть
3) бл…стательный, зар…стать, выт…рать
4) оч…ровательный, усм…ривший, г…роический
Ответ: 3
10. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.
1) выт…рать, расст…лать (постель), разб…раться
2) ос…длать, выл…нять (от стирки), подд…ржать
3) аргум…нтированный, д…спетчер, ун…кальный
4) адм…нистрация, распл…скать, выгл…деть
Ответ: 1
ПредыдущаяСледующая
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:
садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова)
Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к
похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
водить — водитель — водительский.
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.
Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
Словообразовательный разбор
Как правильно определить безударную гласную в корне? Для этого мы можем воспользоваться словообразовательным разбором.
Деления слова на морфемы (такой разбор называется морфемным) не всегда достаточно для полного анализа, поэтому рассмотрим следующий алгоритм:
1. Объяснить лексическое значение;2. Разбить слова на морфемы;3. Сравнить слово с другими однокоренными для выяснения способа образования слова;4. Определить, от чего образована основа слова. |
Рассмотрим этот алгоритм на примере слова “вып_вал”:
1. Вып_вал — употреблять что-то жидкое.2. ВЫ (приставка) — П_ (корень) — ВА (суффикс) — Л (формообразующий суффикс).3. Вып_вал — вып_вать — пить. Слово образовали с помощью приставки ВЫ и суффикса ВА и Л.4. Основа образована от слова “пить”. Здесь “-ть” иногда вносят в основу, иногда считают окончанием. |
Теперь с помощью этого разбора поймем, какую букву писать в слове “к_шачий”. Для этого мы найдем слово, от которого образовано “к_шачий”, или однокоренное, где ударение будет падать на спорную букву:
1. К_шачий — относящееся к кошке или принадлежащее ей.2. К_Ш (корень) — АЧ (суффикс) — ИЙ (окончание).3. К_шачий — к_шкин — кошка — кот
Слово образовали с помощью суффикса АЧ (также обратите внимание на чередование Т—Ш).4. Основа “к_шач” образована от “кот”.5
Проверочное слово — кОт.
Поздравляю с успешным разбором слова! Теперь можно отдохнуть: выпить чаю и взять котейку на коленки.
Однокоренные слова и формы слова
Форма слова — это изменение слова без изменения его лексического значения. Однокоренные слова имеют близкие, но не одинаковые значения. Чтобы уметь отличать однокоренные слова от форм слова нужно знать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы — это морфемы, предназначенные для образования новых слов, к ним относятся:
- приставки:
- бабушка — прабабушка;
- гнуть — прогнуть;
- город — пригород;
- суффикс:
- огонь — огонёк;
- ворона — воронёнок;
- рыба — рыбак;
- постфикс:
- смех — смеюсь;
- лень — ленюсь;
- улыбка — улыбаюсь.
Формообразующие морфемы — это морфемы, образующие формы одного и того же слова, к ним относятся:
- окончание:
- зима — зимы, зиме, зиму, зимой;
- синий — синяя, синее, синие;
- белый — белого, белому, белым, белом;
-
-л-:
- играть — играл;
- бежать — бежал;
- учить — учил;
-
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е, -ее, -ше:
- тихий — тише;
- слабый — слабее;
- старый — старше;
-
суффикс повелительного наклонения глагола -и-:
- отойду — отойди;
- подарю — подари;
- отдохну — отдохни.
Словарь однокоренных слов
ветер, ветерок, ветрило, ветрище;
вода, водный, водичка, подводный;
глаз, глазки, глазной, глазок;
гора, горка, горный, гористый;
горе, горевать, горюшко;
гусь, гусак, гусыня, гусёнок;
двор, дворник, дворик, дворовый;
дождь, дождик, дождевой, дождливый;
дом, домик, домашний, домой;
ёж, ежиха, ежонок, ежовый;
звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;
зверь, зверёк, зверюшка, звериный;
звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;
зима, зимний, зимовье, зимовать;
класс, классный, внеклассный;
лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;
лист, листик, листок, листва;
лось, лосиха, лосёнок, лосиный;
лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;
море, морской, моряк, приморский;
мороз, морозец, морозище, морозный;
плечо, плечико, плечистый;
свет, светить, светленький, светлый, светлячок;
слово, словечко, словесный;
снег, снеговой, снеговик, снегурочка;
снегирь, снегирёк;
сор, соринка, сорняк, сорить;
тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;
хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;
цвет, цветок, цветут, цветник;
час, часок, часик, часовой, часы.
Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
Чтобы выбрать правильное написание слов с чередующимися гласными е//и в корне, руководствуемся орфографическим правилом.
ПравилоВ корнях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишется буква «и», если после корня следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква «е».
Например:
- замирать от испуга — замер,
- придираться — придерусь.
Поможет в написании таких слов стишок-запоминалка:
Собирать, стирать, задира — Повнимательней гляди! Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква «и». Если после корня «а», В корне будет «и» всегда. Вот пример, запоминай: — Ноги вытер? — вытирай!
И опять не забудьте об исключениях!
Написание зависит от смысла |
-мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание -мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ исключения: промокательная бумага, промокашка |
-равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне -ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.
Написание корня зависит |
|||
от суффикса –а- |
от места ударения |
от согласного |
от смысла |
-бер- бира- -дер- дира- -мер- мира- -пер- пира- -тер – тира- -блест – блиста- -жег – жига- -стел – стила- -чет – чита- исключения: сочетать, сочетание |
-гор-гар- загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
-раст-рос-ращ- выращенный, растение исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый |
-мак-мок- -мак- погружать в жидкость: обмакнуть; -мок- пропускать жидкость: вымокнуть, исключения: промокательная бумага, промокашка |
-каса- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф. -а- коснуться -лага- если после корня стоит суф.-а- прилагательное; -лож- если нет суф.-а- предложение исключения: полог |
-зар- зор- под ударением буква, которую слышим, без ударения -а зорька, зарница исключения: зоревать, зорянка (всполохи молнии) |
-скак-скоч- перед -к- напишем -а, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить исключения: скачок, скачу |
-равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст -ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять; исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимать-сжать, снимать-снять |
-клан-клон- -твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, творец; исключение: утварь -плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок -плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть) |
-лаг-лож- перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить исключения: полог |
Тренировочные задания
Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:
Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.
Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.
Буква «и» пишется в слове:
а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;
б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;
в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.
Буква «е» пишется в слове:
а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;
б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;
в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.
Буква «а» пишется в слове:
а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;
б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;
в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.
Буква «о» пишется в слове:
а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;
б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;
в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.
Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:
соб..рать, уб..ру, отд..рать, …
зам..рание, ум..рать, зам..реть, …
прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …
заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …
з..ря, з..рево, з..ревать, …
Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …
Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка
Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
Гар-/гор- | Под ударением пишем А, без ударения О | Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь. |
Клан-/клон- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Кланяться, склонение, уклон. |
Твар-/твор- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь. |
Зар-/зор- | Без ударения пишем А, с ударением, что слышим | Зарница, зарево, зори. |
Плав-/плов- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха. |
Кас-/кос- | Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях | Касание, касательная, коснись. |
Мак-/мок- | Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость | Макать, намокнуть. |
Равн-/ровн- | Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой | Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну. |
Раст- Ращ-/рос- |
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами | Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
Скак-/скоч- | Букву А пишут перед к, о — перед ж | Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу. |
Бир-/бер- Жиг-/жег- Стил-/стел- Блист-/блест- Мир-/мер- Тир-/тер- Дир-/дер- Пир-/пер- |
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях | Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты. |
Проверяемые безударные гласные
Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.
Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:
“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.
Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.
В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.
Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.