Морфологический разбор «заполните»

Как сделать морфологический разбор слова

«Заполните» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: заполнить — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • II спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • 1) заполните:

        множественное число, изъявительное наклонение, будущее время, 2-е лицо

      • 2) заполните:

        множественное число, повелительное наклонение

  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Совершенный вид

Мужской род (ед. число) Что сделал?заполнилЧто сделаю?заполню Что сделал?заполнилЧто сделаешь?заполнишь Что сделал?заполнилЧто сделает?заполнит
Женский род (ед. число) Что сделала?заполнилаЧто сделаю?заполню Что сделала?заполнилаЧто сделаешь?заполнишь Что сделала?заполнилаЧто сделает?заполнит
Средний род (ед. число) Что сделало?заполнилоЧто сделаю?заполню Что сделало?заполнилоЧто сделаешь?заполнишь Что сделало?заполнилоЧто сделает?заполнит
Множественное число Что сделали?заполнилиЧто сделаем?заполним Что сделали?заполнилиЧто сделаете?заполните Что сделали?заполнилиЧто сделают?заполнят

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы во втором лице обозначают, что действие совершает собеседник говорящего.

С какими местоимениями соотносятся ты вы
На какие вопросы отвечают что делаешь?, что сделаешь? что делаете?, что сделаете?
Какие окончания имеют -ешь (I спр.), -ишь (II спр.) -ете (I спр.), -ите (II спр.)
Примеры ты читаешь, ты прочитаешь, ты строишь, ты построишь вы читаете, вы прочитаете, вы строите, вы построите

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий призывает собеседника, и отвечают на вопросы «что делай?», «что сделай?», «что делайте?», «что сделайте?»:

  • Немедленно подойди! (приказ)
  • Дайте, пожалуйста. (просьба)
  • Лучше проконсультируйся со специалистом. (совет)

Глаголы в повелительном наклонении меняются по лицам и числам, но не имеют времени и не изменяются по временам.

Что такое морфологические признаки глагола и как их определять?

Морфологические признаки глагола – это те признаки, которые присущи глаголу либо постоянно, либо непостоянно. К ним относят время, наклонение, вид и так далее. Данные признаки могут изменять смысл глагола и его значение в зависимости от предложения.

Для составления грамматически правильного разбора нужно учесть все постоянные и непостоянные признаки глаголов. Это:

Постоянные морфологические признаки глагола:

  • вид (совершенный — что сделать? или несовершенный — что делать?);
  • переходность или непереходность (переходный употребляется с существительным в винительном падеже без предлога, а непереходный не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога;
  • возвратность или невозвратность (наличие или отсутствие постфикса «ся» или «сь»);
  • спряжение (I или II)

Определить все признаки при морфологическом разборе глагола не получится. Иногда глаголы могут быть вырваны из контекста или лишены каких-либо признаков из списка.

Непостоянные признаки глагола:

  • наклонение (изъявительное, повелительное или условное (с частицей бы);
  • время (только в изъявительном наклонении);
  • число единственное или множественное;
  • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
  • род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение)

Стоит также отметить, что:

Вид Залог
Возвратность Переходность

Могут называться не только морфологическими непостоянными признаками, но грамматическими признаками глагола. Эти понятия также являются тождественными. К грамматическим признакам постоянного вида точно также относят время, лицо, число и род. Не пугайтесь, если увидите это понятие в вопросе задания. Морфологические и грамматические признаки одинаковые.

Подробнее рассмотрим вопрос определения наклонения, так как от этого пункта зависит качество выполнения разбора глагола как части речи, а также правильное определение его смыслового значения. 

Как выполнить морфологический анализ слов

Чтобы разобрать слово по правилам морфологии, необходимо обладать определенными знаниями, которые в начальной школе ученики уже получили. Но, к сожалению, многие забывают, что конкретно требуется указывать. Поэтому для них анализ слов (морфологический разбор) представляется довольно трудной задачей, дети начинают вспоминать, что им известно о частях речи. Кроме этого, для чего нужен такой разбор не всем понятно, но, между тем, такая работа прекрасно развивает память, способствует развитию логического мышления и устранению пробелов в орфографии. Перед тем, как приступить к анализу слова, ученику следует вспомнить пройденный материал по русскому языку.

Если школьник что-то упустил, напомним, что нужно знать:

Все слова относятся к какой-либо части речи, об этом рассказывает грамматика. Всего их десять, в свою очередь они подразделяются на междометия, самостоятельные, служебные.

Невозможно сделать разбор вне предложения, этому мешает наличие омонимов, которые в разном контексте предложения переходят в другую часть речи.

Перед тем, как сделать морфологический разбор, следует обратить внимание на:

  1. Часть речи разбираемого слова.
  2. Вопрос, который можно задать к слову.
  3. Подумать, какая будет начальная форма слова.
  4. Какими признаками обладает слово — постоянными и непостоянными.
  5. Установить, какую роль в предложении играет слово, т.е., как оно соотносится с другими словами, как членами предложения.

Следует помнить, что одно и то же слово может быть в предложении, как существительным, так и прилагательным, например:

  • Будущее скоро наступит — слово «будущее» в данном контексте является существительным. Что? (наступит) — будущее.
  • Будущие события обещают быть приятными — в этом варианте «будущие», выступает в качестве прилагательного. Какие? (события) — будущие.

К постоянным признакам относятся те, которые устанавливаются по первоначальной форме слова, непостоянные — его форме в предложении.

Постоянные признаки. являются неизменными и не зависят от положения слова в контексте предложения, в то время, как непостоянные зависят именно от этого. 

В весеннем лесу мы слушаем пенье птиц.

птиц — птица (начальная форма).

Признаки:

  • постоянные (птица) — относится к одушевленным предметам, имя нарицательное, женского рода, склонение — первое.
  • непостоянные (птиц) — стоит в предложении во множественном числе имеет падеж родительный.

Синтаксическая роль определяется путем постановки вопроса к слову в составе предложения:

Он одел кофту из шерсти.

  • Кофта (из чего?) из шерсти — вопрос поставлен по контексту к слову в предложении, чтобы понять, какими непостоянными признаками оно обладает.
  • Кофта (какая?) из шерсти — такая постановка вопроса позволяет определить, чем слово представлено в предложении, в данном случае, это несогласованное определение.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: