«Заполните» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: заполнить — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- совершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- II спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- 1) заполните:
множественное число, изъявительное наклонение, будущее время, 2-е лицо
- 2) заполните:
множественное число, повелительное наклонение
- 1) заполните:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Совершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что сделал?заполнилЧто сделаю?заполню | Что сделал?заполнилЧто сделаешь?заполнишь | Что сделал?заполнилЧто сделает?заполнит |
Женский род (ед. число) | Что сделала?заполнилаЧто сделаю?заполню | Что сделала?заполнилаЧто сделаешь?заполнишь | Что сделала?заполнилаЧто сделает?заполнит |
Средний род (ед. число) | Что сделало?заполнилоЧто сделаю?заполню | Что сделало?заполнилоЧто сделаешь?заполнишь | Что сделало?заполнилоЧто сделает?заполнит |
Множественное число | Что сделали?заполнилиЧто сделаем?заполним | Что сделали?заполнилиЧто сделаете?заполните | Что сделали?заполнилиЧто сделают?заполнят |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы во втором лице обозначают, что действие совершает собеседник говорящего.
С какими местоимениями соотносятся | ты | вы |
На какие вопросы отвечают | что делаешь?, что сделаешь? | что делаете?, что сделаете? |
Какие окончания имеют | -ешь (I спр.), -ишь (II спр.) | -ете (I спр.), -ите (II спр.) |
Примеры | ты читаешь, ты прочитаешь, ты строишь, ты построишь | вы читаете, вы прочитаете, вы строите, вы построите |
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий призывает собеседника, и отвечают на вопросы «что делай?», «что сделай?», «что делайте?», «что сделайте?»:
- Немедленно подойди! (приказ)
- Дайте, пожалуйста. (просьба)
- Лучше проконсультируйся со специалистом. (совет)
Глаголы в повелительном наклонении меняются по лицам и числам, но не имеют времени и не изменяются по временам.
Что такое морфологические признаки глагола и как их определять?
Морфологические признаки глагола – это те признаки, которые присущи глаголу либо постоянно, либо непостоянно. К ним относят время, наклонение, вид и так далее. Данные признаки могут изменять смысл глагола и его значение в зависимости от предложения.
Для составления грамматически правильного разбора нужно учесть все постоянные и непостоянные признаки глаголов. Это:
Постоянные морфологические признаки глагола:
- вид (совершенный — что сделать? или несовершенный — что делать?);
- переходность или непереходность (переходный употребляется с существительным в винительном падеже без предлога, а непереходный не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога;
- возвратность или невозвратность (наличие или отсутствие постфикса «ся» или «сь»);
- спряжение (I или II)
Определить все признаки при морфологическом разборе глагола не получится. Иногда глаголы могут быть вырваны из контекста или лишены каких-либо признаков из списка.
Непостоянные признаки глагола:
- наклонение (изъявительное, повелительное или условное (с частицей бы);
- время (только в изъявительном наклонении);
- число единственное или множественное;
- лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
- род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение)
Стоит также отметить, что:
Вид | Залог |
Возвратность | Переходность |
Могут называться не только морфологическими непостоянными признаками, но грамматическими признаками глагола. Эти понятия также являются тождественными. К грамматическим признакам постоянного вида точно также относят время, лицо, число и род. Не пугайтесь, если увидите это понятие в вопросе задания. Морфологические и грамматические признаки одинаковые.
Подробнее рассмотрим вопрос определения наклонения, так как от этого пункта зависит качество выполнения разбора глагола как части речи, а также правильное определение его смыслового значения.
Как выполнить морфологический анализ слов
Чтобы разобрать слово по правилам морфологии, необходимо обладать определенными знаниями, которые в начальной школе ученики уже получили. Но, к сожалению, многие забывают, что конкретно требуется указывать. Поэтому для них анализ слов (морфологический разбор) представляется довольно трудной задачей, дети начинают вспоминать, что им известно о частях речи. Кроме этого, для чего нужен такой разбор не всем понятно, но, между тем, такая работа прекрасно развивает память, способствует развитию логического мышления и устранению пробелов в орфографии. Перед тем, как приступить к анализу слова, ученику следует вспомнить пройденный материал по русскому языку.
Если школьник что-то упустил, напомним, что нужно знать:
Все слова относятся к какой-либо части речи, об этом рассказывает грамматика. Всего их десять, в свою очередь они подразделяются на междометия, самостоятельные, служебные.
Невозможно сделать разбор вне предложения, этому мешает наличие омонимов, которые в разном контексте предложения переходят в другую часть речи.
Перед тем, как сделать морфологический разбор, следует обратить внимание на:
- Часть речи разбираемого слова.
- Вопрос, который можно задать к слову.
- Подумать, какая будет начальная форма слова.
- Какими признаками обладает слово — постоянными и непостоянными.
- Установить, какую роль в предложении играет слово, т.е., как оно соотносится с другими словами, как членами предложения.
Следует помнить, что одно и то же слово может быть в предложении, как существительным, так и прилагательным, например:
- Будущее скоро наступит — слово «будущее» в данном контексте является существительным. Что? (наступит) — будущее.
- Будущие события обещают быть приятными — в этом варианте «будущие», выступает в качестве прилагательного. Какие? (события) — будущие.
К постоянным признакам относятся те, которые устанавливаются по первоначальной форме слова, непостоянные — его форме в предложении.
Постоянные признаки. являются неизменными и не зависят от положения слова в контексте предложения, в то время, как непостоянные зависят именно от этого.
В весеннем лесу мы слушаем пенье птиц.
птиц — птица (начальная форма).
Признаки:
- постоянные (птица) — относится к одушевленным предметам, имя нарицательное, женского рода, склонение — первое.
- непостоянные (птиц) — стоит в предложении во множественном числе имеет падеж родительный.
Синтаксическая роль определяется путем постановки вопроса к слову в составе предложения:
Он одел кофту из шерсти.
- Кофта (из чего?) из шерсти — вопрос поставлен по контексту к слову в предложении, чтобы понять, какими непостоянными признаками оно обладает.
- Кофта (какая?) из шерсти — такая постановка вопроса позволяет определить, чем слово представлено в предложении, в данном случае, это несогласованное определение.