Как разбирать слова по составу

Морфемный разбор слова какой нибудь

зеленая корень в слове и морфемный разбор по составу

Разбор слова по составу.

Состав слова «зеленая»:

Приставка: —

Корень слова: зелен

Суффикс: —

Окончание слова: ая

Как правильно сказать?

Морфемный разбор слова зеленая

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова зеленая делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова зеленая – это первый шаг;
  • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для зеленая (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы для зеленая путем подбора других слов, которые образованы таким же способом, что и зеленая.

Как вы видите, морфемный разбор зеленая делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова зеленая и сделаем его разбор.

зеленая — корень суффикс окончание и приставка в слове

Корень слова ( в слове ) зеленая

Корень. Корень слова определить проще, если вы можете подобрать однокоренные и родственные слова. Для слова зеленая зелен — корень слова.

Приставка в слове зеленая

Приставка. Определяем приставку, подбирая слова, которые так же образованы с этой приставкой. В данном случае, приставка: —

Суффикс в слове зеленая

Суффикс. Чтобы определить суффикс в слове зеленая смотрим и подбираем слова, образованные суффисально, т.е. с похожим суффиксом. Для слова зеленая суффикс: —

Вот так просто мы произвели морфемный разбор слова зеленая по составу.

Правила морфемного разбора слова «какой-нибудь»

Слово «какой-нибудь» состоит из двух морфем: «какой» и «нибудь».

Морфема «какой» является союзом определительным и в данном слове используется как местоимение-определение.

Морфема «нибудь» является частицей неопределенности и служит для выражения некоторой неопределенности в выборе предмета или явления.

Данное слово может использоваться в различных контекстах для выражения неопределенности в выборе предмета или явления:

  • Какой-нибудь человек подошел ко мне и попросил помощи.
  • Надо бы что-нибудь приготовить, да не знаю, что выбрать.
  • Можно купить какой-нибудь подарок для друга, чтобы порадовать его.

При морфемном разборе слова «какой-нибудь» необходимо учитывать значение каждой морфемы для полноценного понимания смысла слова в контексте.

В помощь школьнику

Чтобы школьнику было легче разбирать слова по составу, полезно использовать таблицы-плакаты по русскому языку и словообразовательный словарь. В пособии для учащихся содержатся все самые распространенные словообразовательные гнезда. Книга дает представление о происхождении слов и морфемной структуре.

Освоив азы, важно закрепить навык. В этом помогут различные тренажеры и карточки с заданиями:. Также школьник может самостоятельно посмотреть видеоуроки, в которых подробно и увлекательно рассказано, как разобрать слово по составу:

Также школьник может самостоятельно посмотреть видеоуроки, в которых подробно и увлекательно рассказано, как разобрать слово по составу:

  • во 2 классе: 

  • в 3 классе:

  • в 4 классе:

  • в 5 классе:

Морфемный анализ слова

При исследовании строения слов применяются два вида разбора: словообразовательный и морфемный анализ. При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем; при словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования.

Морфемный анализ Словообразовательный 
уч-и-тель-ств-о учительство ⇐ учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ⇐ водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ⇐ просматривать

В данной конспекте  рассматривается морфемный анализ слова. Словообразовательный разбор смотрите в следующем конспекте. Что такое морфемы читайте тут.

План разбора по составу

  1. Определить слово как часть речи. Выяснить является ли слово неизменяемым.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его грамматическое значение.
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы (которые не входят в основу).
  4. Указать основу слова.
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень слова.
  6. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Обосновать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с такими же приставками и суффиксами.

Морфемный разбор слова.Пример № 1

Заморозка

  • Слово заморозка — имя существительное, изменяемое.
  • Чтобы определить окончание, слово надо просклонять: заморозки, заморозку, заморозке. Изменяемая часть этого слова -а, следовательно, это окончание, выделяем его. Оно выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.
  • Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
  • Основа слова — заморозк-;
  • Корень слова — мороз. В нём заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: мороз, заморозить, морозить, заморозки;
  • -к- суффикс. Он служит для образования существительных (береза — березка);
  • за- приставка (шёл — зашёл).

Разбор слова по составу.Пример № 2

Медовый

  1. Это слово — имя прилагательное, изменяемое.
  2. Для отделения окончания прилагательное нужно просклонять: медового, медовому, медовым. Окончание -ый, выражающее значение м. р., ед. ч., И. п.
  3. Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
  4. Основа слова — медов-.
  5. Корень слова — мед- (однокоренные слова: мёд, медок, медвяный, медуница).
  6. Суффикс — ов-. Такой же суффикс есть в словах сосновый, сливовый, ореховый.

Подберезовика 

  • Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  • Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова -а, следовательно, это окончание.
  • В слове подберезовик нет формообразующих суффиксов.
  • Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик—.
  • Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение –БЕРЕЗ—. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик – гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  • Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.подберезовик <– березовый <– береза. 
    Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы –ИК-, -ОВ-.

Вы смотрели конспект урока «Морфемный анализ слова».
Следующая тема: «Словообразовательный анализ слова»

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%83:%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE

Разбор по составу (морфемный) слова «зелёный»

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

морфемный разбор по составу

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го существительного «моне­та».

Примечания

  1. Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
  2. Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
  3. Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
  4. Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Понимание морфемного разбора

Морфемный разбор — это анализ слова на составляющие его части — морфемы. Морфемы — это минимальные значимые части слова, которые могут быть как самостоятельными словами, так и не иметь отдельного значения вне контекста.

Знание морфем и их значения позволяет более точно понимать значения слова и увидеть связи между словами в тексте. Например, слово «книжный» можно разбить на две морфемы — «книж» и «ный», где первая морфема означает «книга», а вторая — «относящийся к». Таким образом, слово «книжный» означает «относящийся к книге».

Одним из способов проведения морфемного разбора является декомпозиция — разбиение слова на морфемы с определением их значения и частей речи. Например, слово «какой-нибудь» можно разбить на три морфемы — «как», «ой» и «нибудь». Первая морфема — союз «как», вторая — морфема притяжательного падежа мужского рода, а третья — наречие, обозначающее неопределенность.

Морфемный разбор особенно важен при изучении русского языка, где большинство слов являются сложными, т.е. состоят из нескольких морфем. Знание морфем и их значений помогает лучше понимать грамматические конструкции, разные значения слова и изучать новые слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: