УКАЗАННОМ — Склонение слова по падежам

Разносклоняемые и несклоняемые существительные

В русском языке есть слова, которые при изменении по падежам совмещают в себе окончания разных склонений. Такие существительные называются разносклоняемыми. К ним относятся:

  • 10 существительных, оканчивающихся в им. п. на -мя: имя, темя, семя, вымя, время, стремя, знамя, пламя, бремя, племя;
  • существительное «путь».

Существительные на -мя уже в именительном падеже невозможно отнести ни к одному склонению, т.е. они имеют окончание -я (как у сущ. 1 склонения), но относятся к среднему роду (как сущ. 2 склонения). У существительных на -мя при склонении (изменении по падежам) появляется суффикс -ен-.

Существительное «путь» в им. п. выглядит как существительное 2-го склонения, однако в косвенных падежах, кроме творительного, его окончания совпадают с окончаниями 3-го склонения.

Разносклоняемые существительные
Падеж Существительные на -мя Существительное «путь» Окончание 1 скл. Окончание 2 скл. Окончание 3 скл.
   Им. п.   имя, племя    путь -а, -я нулевое, -о, -е нулевое
   Р. п.   им-ен-и, плем-ен-и    пути -и, -ы -а, -я
   Д. п.   им-ен-и, плем-ен-и    пути -у, -ю
   В. п.   имя, племя    путь -у, -ю -а, нулевое, -о, -е нулевое
   Т. п.   им-ен-ем, плем-ен-ем    путем -ой, -ей -ом, -ем
   П. п.   об им-ен-и, о плем-ен-и    о пути

Существует большая группа заимствованных существительных, которые не склоняются. У них нет окончания — морфемы, указывающей на форму слова (падеж и число) и служащей для связи слов в предложении.

Такие слова, как пальто, кофе, кенгуру связываются с другими словами только по смыслу, их грамматическое значение можно определить только по определяющему их слову: зимнее пальто, зимнего пальто, зимнему пальто, зимним пальто, о зимнем пальто.

Существительные, которые не изменяются по падежам, называются несклоняемыми.

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ийи -иев предложном падеже женского рода на -ияв дательном и предложнм падеже единственного числа имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание -и , а не -е , например: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии.

При наличии вариантов на -иеи -ье, -ияи -ьяуказанные падежные формы имеют разные окончаниями – -е; например: вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье.

В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на -ье(обычно при предлоге в ) с окончанием -и , например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой(П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг – в терпеньи, / В любви и мольбе(Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью(Б. Паст.); «В очарованьи»(название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи(В. Долина). Под ударением окончание предл. п. -иотмечается только у одного слова на -ье: забытьё – в забытьи?.

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ияс односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е . Перечень таких слов: змий – о зми-е, кий – о ки-е(вариант: о кие- ), Кий(легендарный основатель Киева) – о Кие, чий(растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия(термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия(река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия(женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия(мужское имя) – к Гие, о Гие.

У немногих существительных на -ие, -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е, напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии , но: остриё – на острие, об острие, Зия, Алия, Зульфия  (личные имена) – о Зие, об Алие, к Зульфие, Кызыл-Кия-(город) – в Кызыл-Кие.

Русский язык 3 класс. Диктант по теме » Существительное»

Диктант в 3 классе по теме: «Имя существительное»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В последнем предложении разберите как часть речи слова (морфологический разбор): УШКИ -1 вариант, ЗВЕРЬКА — 2 вариант (морфологический разбор).

3. Разберите по составу слова:

1 вар. Интересное 2 вар. Красивая

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-1540484

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

В России выбрали лучшего педагога-психолога

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Свежие записи
    • Как определить пол хомяка Джунгарика у маленьких
    • Как сделать лабиринт для хомяка своими руками
    • Как ухаживать за хомяком в домашних условиях
    • Что должно быть у хомяка в клетке
    • Что делать если укусил хомяк до крови
    • Кролики
    • Крыса
    • Летучая мышь
    • Морская свинка
    • Хомяки
    • Шиншилла
    • Ящерица
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

Как определить склонение прилагательного

Падеж прилагательных зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Это значит, что прилагательное будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Рассмотрим на конкретных при­ме­рах, как скло­ня­ют­ся при­ла­га­тель­ные трех родов в фор­ме един­ствен­но­го и множественного числа.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

​​​​​​​

Склонение имен прилагательных мужского рода по падежам

Имена прилагательные мужского рода в именительном падеже отвечают на вопрос какой и имеют окончания -ой или -ый. Например: морской, чистый.

В винительном падеже имена прилагательные в словосочетаниях с одушевленными существительными мужского рода имеют окончания, как в родительном падеже. Например: вижу кого — человека, человека какого — загорелого. В словосочетаниях с неодушевленными  существительными окончания такие же, как в именительном падеже. Например, вижу что — самолет, самолет какой — большой.

Склонение имен прилагательных женского рода

Прилагательные женского рода отвечают на три вопроса: какая, какую, какой. Какое окончание в вопросе, такое будет и в самом прилагательном.

В именительном падеже (отвечает на вопрос какая?), если основа заканчивается на твердый звук, у прилагательного будет окончание -ая. Например: невысокая, красивая. Если основа заканчивается на мягкий звук, у прилагательного будет окончание -яя. Например: летняя, вечерняя.

В винительном падеже (отвечает на вопрос какую?), если основа заканчивается на твердый звук, то у прилагательного будет окончание -ую. Например: невысокую, красивую. Если основа заканчивается на мягкий звук, то окончание у прилагательного будет -юю. Например: летнюю, вечернюю.

В родительном, дательном и творительном падежах (отвечает на вопрос какой?), если основа заканчивается на твердый звук, у прилагательного будет окончание -ой. Например: невысокой, красивой. Если основа заканчивается на мягкий звук, то у прилагательного будет окончание -ей. Например: летней, вечерней.​​​​​​​

В предложном падеже (отвечает на вопрос о какой?), если основа заканчивается на твердый звук, то у прилагательного будет окончание -ой. Например: о невысокой, о красивой. Если основа заканчивается на мягкий звук, то окончание у прилагательного будет -ей. Например: о летней, о вечерней.

Склонение имен прилагательных среднего рода

Посмотрите какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют при­ла­га­тель­ные сред­не­го рода.

Склонение имен прилагательных среднего рода, таблица:

Склонение прилагательных во множественном числе

Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам, а только по числам.

Склонение прилагательных во множественном числе, таблица:

Другие типы склонения существительных

В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и . Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:

  • служащий
  • провожающий
  • прибывший
  • слагаемое
  • прохожий
  • ванная
  • запятая
  • горничная
  • горячее
  • сказуемое
  • мороженое.

Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только грамматическую форму множественного числа. У этих слов нет формы единственного числа, поэтому невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов.

Примеры
грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты

В русском языке особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же грамматическую форму:

  • и. п.  (кто?) пони, (что?) плато
  • р. п.  кличка (кого?) пони, простор (чего?) плато
  • д. п.  приближаюсь (к кому?) к пони, (к чему?) к плато
  • в. п.  позову (кого?) пони, ступим (на что?) на плато
  • т. п.  интересуюсь (кем?) пони, (чем?) плато
  • п. п.  расскажет (о ком?) о пони, (о чём?) о плато.

Примеры
метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 53,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 72,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 117,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 178,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 133,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 148,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 160,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 18,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 404,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 535,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 736,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 738,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 288,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 19,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 24,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 245,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 88,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Лексическое значение и падежи

У слова «земля» существует множество значений. Это и земля под ногами и целый континент и почва, противостоящая каменистой поверхности и даже целая планета. Но во всех этих случаях можно одинаково просклонять слово «земля» по падежам. Перед нами имя существительное женского рода с окончанием -я.

Но иногда возникает другая задача. Нам не надо склонять конкретную форму, а достаточно узнать «в земле» какой падеж приняло слово в этом примере? Правильно заданный вопрос уже содержит половину ответа. Приглядимся к вопрос повнимательней: «в земле» какой падеж? В данном случае, слово отвечает на вопрос «в чем?»

В таблице выше этого вопроса как будто не существует. Но приглядимся еще пристальнее. Вопрос «в чем» и «о чем» это один и тот же вопрос, просто заданный в разных формах. Вспомним любое другое слово и применим этот вопрос.

«В чем? В гитаре. О чем? О гитаре.

В чем? В скворечнике. О чем? О скворечнике.

В чем? В мыле. О чем? О мыле»

Перед нами предложный падеж, просто вопрос задан слегка в другой форме

Очень важно научиться в жизни творчески применять полученные знания, не просто заучивать падежи, но понимать саму ткань русского языка, как он живет и как существует. Ведь, русским языком пользуется каждый из нас и каждый день

Некоторые затрудняются самостоятельно определить падеж слова «землю». Самые хитрые уже подглядели в табличку выше и сказали, что падеж слова землю винительный. Это действительно так.

Но если интересно самостоятельно определить какой падеж у слова «землю», зададим вопрос. Что? Землю. Это винительный падеж. Другого ответа на вопрос о том, какой падеж у слова землю не может даже быть.

https://youtube.com/watch?v=KRrGHsGxgb4

Правописание падежных окончаний существительных

Основное правило написания окончаний связано с морфологическим принципом русской орфографии: гласные и согласные в одних и тех же морфемах (значимых частях слова) в безударном положении пишутся одинаково.

Соответственно, на месте окончания -ой никогда не может возникнуть окончание -ай, если окончание существительного -ей, то на его месте никогда не появится -ий.

Наибольшую сложность вызывает написание Е–И в падежных окончаниях существительных. Здесь как раз и поможет знание склонений.

Посмотрим, в каких случаях встречаются у существительных окончания -и, -е. Такую таблицу легко запомнить зрительно:

Окончания И–Е в существительных
Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение
 И. п.      
 Р. п.  
 Д. п.  
 В. п.      
 Т. п.      
 П. п.

Как применять правило? 

Определим окончание в существительном «землянка» в следующем предложении:

Пошел он ко своей землянк…, а землянк… нет уж и следа.

  1. Существительное землянка женского рода, в именительном падеже имеет окончание -а, следовательно, это существительное 1 склонения.
  2. Пошел (к чему?) к землянк… — сущ. землянка употреблено в предложении в дательном падеже.
  3. В существительных 1 скл. в дательном падеже пишется окончание -е, следовательно, пишу: «Пошел он ко своей землянке…»
  4. Нет (чего?) землянк… — сущ. землянка употреблено в предложении в родительном падеже
  5. В существительных 1 скл. в родительном падеже пишется окончание -и, следовательно, пишу: «…а землянки не уж и следа».

Пошел он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа.

Второй способ проверки окончаний — использование слов с ударными окончаниями. Для 1-го склонения — ТРАВА, ЗЕМЛЯ;  2 скл. — ОКНО, СЛОН; 3 скл. — СТЕПЬ. 

Пошел он ко своей землянке… Землянка —1 скл., подставляем слово земля: пошел он к земле.

…а землянки нет уж и следа. Землянка — 1 скл., подставляем слово земля: нет следа земли.

Особого внимания требуют слова, оканчивающиеся в именительном падеже на -ий, -ие, -ия: планетарий, предприятие, ария и т.д. У них не бывает падежного окончания Е, и их тоже можно отнести к разносклоняемым, т.к. их падежные окончания не могут соответствовать ни одному из склонений (подробнее об этом подробно в статье справочника о существительных на -ия, -ие, -ий).

«Нём» (местоимение)

Морфологический разбор местоимения

  • I Часть речи: местоимение;
  • IIНачальная форма: он;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • разряд по соотношению с другой частью речи: местоимение-существительное;
      • разряд по значению: личное;
      • 3-е лицо;
      • единственное число;
    • Б. Непостоянные признаки:
      • 1) нём:
        • мужской род, единственное число
        • предложный падеж
      • 2) нём:
        • средний род, единственное число
        • предложный падеж
  • IV Синтаксическая роль:

дополнение

Склонение местоимения по падежам

Именительный падеж Кто?он Кто?оно Кто?она Кто?они
Родительный падеж Кого?его, него Кого?его, него Кого?ее, нее Кого?их, них
Дательный падеж Кому?ему, нему Кому?ему, нему Кому?ей, ней Кому?ним, им
Винительный падеж Кого?него, его Когонего, его Кого?нее, ее Кого?их, них
Творительный падеж Кем?им, ним Кем?им, ним Кем?ею, ей, ней, нею Кем?ими, ними
Предложный падеж О ком?нем О ком?нем О ком?ней О ком?них

Диктант по русскому языку. Тема «Правописание окончаний имён существительных».

Диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

Выпишите из текста все слова 3 склонения.

2. ГАРАЖ – имя существительное

пост.признаки: неодуш., нарицательное, м.р., 2 скл.

В предложении является дополнением

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

«Нём» (имя прилагательное)

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • IIНачальная форма: немой — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:

      Разряд по значению: качественное

    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

именная часть сказуемого

Склонение имени прилагательного по падежам

Именительный падеж Какой?немой Какое?немое Какая?немая Какие?немые
Родительный падеж Какого?немого Какого?немого Какой?немой Каких?немых
Дательный падеж Какому?немому Какому?немому Какой?немой Каким?немым
Винительный падеж Какого? Какой?немой, немого Какого? Какое?немое Какую?немую Каких? Какие?немые, немых
Творительный падеж Каким?немым Каким?немым Какой?немою, немой Какими?немыми
Предложный падеж О каком?немом О каком?немом О какой?немой О каких?немых

§37. Суффиксы имен существительных

1.      Суффикс -ик (-ник, -чик) при склонении сохраняет гласный звук, суффикс -ек имеет беглый гласный. Например:

а)      столик – столика, пальчик – пальчика, школьник – школьника;

б)      краешек – краешка, листочек – листочка, василёк – василька, овражек – овражка.

2.      В существительных мужского рода пишется -ец (с беглым гласным), в существительных женского рода – -иц, в существительных среднего рода – -ец, если ударение падает на слог после суффикса, и -иц, если ударение предшествует суффиксу. Например:

а)      горец – горца, европеец – европейца;

б)      владелица, красавица, гололедица, труженица;

в)      пальтецо́, письмецо́, кре́слице, пла́тьице.

3.      Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, в остальных случаях пишется суффикс -ечк-. Например:

а)      лестница – лестничка, пуговица – пуговичка;

б)      пешечка, троечка; Ванечка, Зоечка; времечко, здоровъечко.

Примечание 1. Формы типа Феничка (у Тургенева) относятся к числу устарелых.

Примечание 2. Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет.

Примечание 3. В сокращенных мужских именах, оканчивающихся на -ик, сохраняется и в их уменьшительных формах, например: Эдичка (от Эдик), Аличка (от Алик), Додичка(от Додик).

4.      Сочетание -инк- пишется в существительных, образованных от слов женского рода на -ин-а сочетание -енк- пишется в уменьшительных существительных, образованных при помощи суффикса -к- от слов женского рода на -ня и -на, у которых в родительном падеже множественного числа мягкий знак на конце не пишется (см §36, п. 4). Например:

а)      впадина – впадинка, завалина – завалинка;

б)      вишня – вишен – вишенка, сосна – сосен – сосенка.

Примечание. Сочетание -енк- пишется также в некоторых одушевленных существительных женского рода с другим образованием, например: неженка, нищенка, француженка, монашенка; также ряженка.

5.      В ласкательных именах существительных пишется:

а)      суффикс -оньк-, реже -еньк- – после твердых согласных, например: береза – березонька, лиса – лисонька, Марфа – Марфенька;

б)      суффикс -еньк- – после мягких согласных, шипящих и гласных, например: Катя – Катенька, туча — тученька, Зоя — Зоенька.

Примечание. Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т.п. встречаются только в произведениях классиков и в фольклоре.

Исключения: баиньки, заинька, паинька.

6.      В существительных со значением лица по роду занятий пишется:

а)      суффикс -чик – после согласных д, т, з, с, ж, например: объездчик, переплётчик, перевозчик, разносчик, перебежчик. Перед Суффиксом -чикконечные согласные основы к, ц, ч заменяются т. Например: кабак – кабатчик, картотека – картотетчик, раздача – раздатчик;

б)      суффикс –щик – после других согласных, например: банщик, каменщик, сварщик, штамповщик.

Примечание 1. В некоторых словах с иноязычными корнями после т пишется -щик, если ему предшествуют два согласных, например: алиментщик, процентщик, флейтщик.

Примечание 2. Перед -щик пишется ь только после л, например: кровельщик, текстильщик.

7.      Написание -ние (-ание, -ение) или -нье (-анье, -енье) в суффиксах отглагольных существительных связано или со смысловым различием, или со стилистической дифференциацией.

1)      В смысловом отношении различаются: варение, печение, соление  и т.п.

2)      Слова книжные пишутся с суффиксом -ние, слова обиходные — с суффиксом -нье, например:

а)      воспитание, достижение, замедление, искоренение, оформление, процветание, разграничение, склонение, усыновление, формирование, членение, явление;

б)      барахтанье, беганье, воркованье, дерганье, кваканье, кряхтенье, тявканье, фырканье, харканье, хихиканье, чавканье, чириканье, шиканье, щелканье.

8.      Написание слов с редкими суффиксами проверяется по словарю, например: горлинка, мокрядь, свояченица.

Заключение

Теперь, когда вы знаете все формы слова «земля» склонение по падежам не представляет никакой сложности. Можно делать склонение слова «земля» по падежам для самого себя, стараясь придумывать для себя трудные вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Если вы уже знаете какой падеж у слова земли, спросите «на землю» какой падеж. Ответьте на эти вопросы без помощи таблицы. Старайтесь самостоятельно просклонять по падежам «земля». Старайтесь рассуждать.

Если вы решите просклонять слово по падежам «земля» исключительно с помощью ранее заученной информации, такая процедура уподобится работе запоминающего устройства. Любое, даже самое примитивное электронное устройство окажется эффективнее человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: