Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Корень слова «солнце»

Чтобы узнать, какой корень в слове «солн­це», прежде опре­де­лим часть речи, к которой оно принадлежит.

Это слово обозначает пред­мет и отвечает на вопрос ЧТО?

Оно сочетается с место­име­ни­я­ми и прилагательными:

  • оно, моё солнце;
  • крас­ное солнце.

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му сред­не­го рода. Исследование его мор­фем­но­го соста­ва нач­нем с выде­ле­ния окончания.

Для это­го изме­ним это сло­во по падежам:

  • теп­ло (чего?) солнца;
  • тянет­ся (к чему?) к солнцу;
  • сто­ять (под чем?) под солнцем.

Сравнив падеж­ные фор­мы, вычле­ним в его мор­фем­ном соста­ве окон­ча­ние -е.  Значимая часть -солнц- явля­ет­ся кор­нем. В нем содер­жит­ся общий смысл одно­ко­рен­ных слов.

Итак, в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва име­ют­ся две зна­чи­мые части:

солнце — корень/окончание

В рус­ском язы­ке с кор­нем солнц- суще­ству­ет немно­го род­ствен­ных слов. С помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные и прилагательные.

Определение однокоренных слов

Однокоренные слова – это лексемы (слова) с общим смысловым корнем различных частей речи (например: сад, посадки, садовник, садовод) или одной части речи, но с различными приставками и суффиксами (например: плод, бесплодие, бесплодный, оплодотворение, оплодотворить, оплодотворять, плодик, плодить).

Такое название однокоренные слова имеют из-за того, что морфемный состав их включает в себя лишь один корень. Корень – это главная часть слова. Он имеет у разных слов одни и те же буквы, а также содержит одинаковый лексический смысл. К примеру: груша, грушка, грушевый. У этих слов одно значение — фрукт, и один корень «груш», а значит, они являются однокоренными. А вот другой пример: водоросли, проросли, заросли, роса — эти слова имеют одинаковый корень «рос», но разное лексическое значение, следовательно, однокоренными они не являются.

Закрепим на практике:

1. Берёза, берёзовый, подберёзовик.

Здесь подобраны слова с единым корнем — «берёз». Данный корень окружен приставками и суффиксами. В данном примере корень обозначает всё, что каким-либо образом связано с деревом берёза. То есть, берёзовый: сок, ствол, запах, цвет (что-либо относящееся к берёзе). Подберёзовик — гриб, произрастающий рядом с этим деревом. Получается, что все эти слова являются родственниками.

Корень у этих слов также одинаковый — «лес», и означает он всё, что так или иначе связано с лесом. Следовательно, все эти слова родственные.

Лесок-маленький лес. Лесная: дача, тишина, дичь и т. д. (то есть, находящаяся в лесу). Лесник – профессия человека, ответственного за лес.

Все эти слова объединяет один корень «вод».

Вода — оксид водорода H2O. Надводная — расположенная или живущая над водой (часть судна, скала, растительность).

В данном примере однокоренные слова имеют одно лексическое значение, связанное с водой. Поэтому они и будут родственными.

Подводя итоги, резюмируем:

  • У однокоренных слов единый корень (основная морфема).
  • Однокоренные слова являются родственными словами.
  • Корень в родственных словах состоит из одних и тех же букв. Исключение составляют примеры, с чередующимися гласными в корне. Например, жук-жучок, заяц-зайчонок, кормить-кормлю, книга-книжный.

Родственные слова к слову «вода»

Однокоренные существительные

С помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные существительные:

  • води­ца
  • водич­ка
  • вод­ник
  • водя­ной (ска­зоч­ный персонаж)
  • водян­ка
  • водя­ни­стость
  • без­во­дье
  • без­вод­ность
  • завод­не­ние
  • заводь
  • навод­не­ние
  • паво­док
  • под­вод­ник
  • под­вод­ни­ца

Отметим, что мно­гие слож­ные сло­ва этой части речи име­ют корень -вод-:

  • водо­ём
  • водо­лаз
  • водо­лей
  • водо­кач­ка
  • водо­ка­нал
  • водо­мёт
  • водо­мер­ка
  • водо­нос
  • водо­пад
  • водо­пой
  • водо­про­вод
  • водо­про­вод­чик
  • водо­сток

и пр.

Однокоренные прилагательные

Корень -вод- про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве слов, обо­зна­ча­ю­щих признак:

  • вод­ный путь;
  • водя­ной насос;
  • водя­ни­стый суп;
  • без­вод­ный промежуток;
  • павод­ко­вый период;
  • под­вод­ный мир.

От слож­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ем одно­ко­рен­ные прилагательные:

  • водо­про­вод­ный кран;
  • водо­сточ­ный слив;
  • водо­лаз­ный костюм;
  • водо­нос­ный слой

и пр.

Однокоренные глаголы

Эта бес­цвет­ная жид­кость обла­да­ет теку­че­стью. Образуем видо­вые пары одно­ко­рен­ных гла­го­лов, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия, свя­зан­ные с водой:

  • (что сде­лать?) навод­нить
  • (что делать?) навод­нять
  • завод­нить
  • завод­нять
  • при­вод­нить­ся
  • при­вод­нять­ся

В пере­чень одно­ко­рен­ных слов к сло­ву «вода» не вклю­ча­ем лек­се­мы с омо­ни­мич­ным кор­нем -вод-:

  • водить
  • води­тель
  • заво­дить
  • заво­ди­ла

и пр.

Морфемный разбор слова сад

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова сад делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для сад (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор
делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

*Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) — поиск корня , приставки , суффикса , окончания и основы слова
Разбор слова по составу на сайте сайт произведен согласно словарю морфемных разборов.

«Солнце» и «подсолнух» — однокоренные слова или нет?

Часто в пере­чень род­ствен­ных слов с кор­нем солнц-/солнеч- вклю­ча­ют сло­во «под­сол­нух» и свя­зан­ные с ним по смыс­лу лексемы:

  • под­сол­неч­ный
  • под­сол­ну­хо­вый
  • под­сол­неч­ник

Посмотрим, какое лек­си­че­ское зна­че­ние име­ет «под­сол­нух». Этим сло­вом назы­ва­ют высо­кое одно­лет­нее мас­лич­ное рас­те­ние с круп­ным жел­тым цветком.

Выясним его мор­фем­ный состав:

под­солнух   — корень/суффикс/окончание

Как видим, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке в мор­фем­ном соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го не про­сле­жи­ва­ет­ся нали­чие кор­ня солнц-.

Хотя эти­мо­ло­ги­че­ская связь меж­ду эти­ми лек­се­ма­ми суще­ству­ет. В ста­ри­ну «под­сол­ну­хом»,  или «под­сол­неч­ни­ком», назы­ва­ли то, что рас­тет под солн­цем и име­ет цве­ток, напо­ми­на­ю­щий по цве­ту и фор­ме небес­ное све­ти­ло. В этих сло­вах при­став­ка под- срос­лась с кор­нем. И теперь в совре­мен­ном рус­ском язы­ке сло­во «под­сол­нух» име­ет дру­гой смыс­ло­вой корень и свой ряд род­ствен­ных лексем.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Родственные слова и формы слов

Корень явля­ет­ся цен­траль­ной обя­за­тель­ной мор­фе­мой в соста­ве сло­ва. Он объ­еди­ня­ет сло­ва в одну семью. Образно гово­ря, род­ствен­ные сло­ва явля­ют­ся близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми, так как име­ют похо­жий смысл, кото­рый заклю­чен в одном и том же корне, например:

сло­во «крас­ный» обо­зна­ча­ет один из основ­ных цве­тов спек­тра. Выделим в его соста­ве глав­ную морфему:

Подберем сло­ва с этим же корнем:

В этом ряду род­ствен­ных слов с кор­нем красн-, свя­зан­ных общим смыс­лом с при­ла­га­тель­ным «крас­ный», име­ют­ся лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, в отли­чие от форм рас­смат­ри­ва­е­мо­го прилагательного:

Потренируемся в под­бо­ре род­ствен­ных слов с одним и тем же кор­нем и форм суще­стви­тель­но­го «бег»:

Родственные сло­ва суще­стви­тель­но­го «бег» при­над­ле­жат к раз­ным частям речи. В сво­ем мор­фем­ном соста­ве они име­ют допол­ни­тель­но к обще­му кор­ню раз­ные при­став­ки и суф­фик­сы (напри­мер: про бег а ть — приставка/корень/суффикс/окончание), кото­рые при­вно­сят в общий смысл род­ствен­ных слов неко­то­рые оттен­ки зна­че­ний. В фор­мах суще­стви­тель­но­го «бег» корень один и тот же, а меня­ет­ся толь­ко окончание.

Сравним, напри­мер, ряды род­ствен­ных слов и форм при­ла­га­тель­но­го «тем­ный»:

Чередование букв в корне слова

Наверное, вы замечали, что в некоторых словах с одинаковым значением корень несколько различается. Например, в слове «носить» корень -нос, а в слове «нести» корень -нес. Это называется чередованием букв в корне слова.

Вот примеры наиболее частых чередований букв.

Чередование согласных

Чередование гласных

Давайте найдём однокоренные слова в стихотворении.

Двор наш заснеженный ярко блестит,

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской,

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик,

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы весёлый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

Однокоренные слова здесь: заснеженный, снежная, снежки, снеговой, снеговик, снег, снежинки, Снегурка, подснежники.

Все слова имеют отношение к слову«снег». В корнях -снег и -снеж чередуются согласные буквы -г и -ж.

Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова

В русском языке есть такие слова, в которых гласные в корне чередуются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова и их написание зависит от определенных условий.

Чередование гласных Е-И

Чтобы запомнить правописание корней с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.

Написание в корнях слов букв Е или И подчиняется правилу:

букву И нужно писать тогда, когда за корнем сразу следует суффикс А: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные слова сочетание, сочетаться), побирушка.

​​​​​​​

Чередование гласных О-А

Корни с чередованием букв О-А можно разделить на несколько групп:

Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения:

  • в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригореть, наклониться, творение, загар. Исключение: пригарать, утварь;
  • в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, заря, зарница.

Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы:

  • в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, касаться-коснуться, полагать-положить;
  • в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, растение, выросли.

Корни, правописание гласных в которых зависит от значения:

  • В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
  • Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обмакнуть.
  • Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промокашка, непромокаемый.
  • Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, уравнение, подравнять состав команды.
  • Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять челку, заровнять канаву.

Очень важно правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ведь при неверном написании может измениться смысл высказывания

​​​​​​​

Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка

Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.

Корень Правило Примеры
Гар-/гор- Под ударением пишем А, без ударения О Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь.
Клан-/клон- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Кланяться, склонение, уклон.
Твар-/твор- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь.
Зар-/зор- Без ударения пишем А, с ударением, что слышим Зарница, зарево, зори.
Плав-/плов- Всегда пишется буква А, кроме двух слов Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха.
Кас-/кос- Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях Касание, касательная, коснись.
Мак-/мок- Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость Макать, намокнуть.
Равн-/ровн- Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну.
Раст-
Ращ-/рос-
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
Скак-/скоч- Букву А пишут перед к, о — перед ж Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу.
Бир-/бер-
Жиг-/жег-   
Стил-/стел-    
Блист-/блест-
Мир-/мер-  
Тир-/тер-   
Дир-/дер-  
Пир-/пер-
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии)

Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк

Подведём итог

Итак, вы узнали:

  • что в каждом слове есть корень;
  • что такое родственные и однокоренные слова;
  • в чём различие однокоренного слова и формы слова;
  • как правильно выделить корень в словах;
  • как может меняться корень в словах с чередующимися буквами.

Чтобы правило запомнилось, недостаточно его просто выучить – нужна практика. 

Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart. Выполняя задания на платформе, школьник закрепит на практике изученные в школе темы, освоит сложные правила русского языка в увлекательной форме. Регистрируйте ребёнка на платформе и начинайте заниматься!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: