Первые шаги

Морфологический разбор глагола / глагол / морфология и морфологический разбор / справочник по русскому языку для начальной школы

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму
. Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению
, которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные
указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные
обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные
дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень
обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень
имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Число.
  2. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Примеры предложений со словом «любящим»

Человек любящий природу, любящий лес – это хороший человек.

Природа. Охота. Лес. Рассказы о природе, Леонид Черняк

Контингент там был не любящий споров, но любящий деньги.

Нет. Эссе. Рассказы. Повести, Виталий Махнач

Внизу стояла подпись, но вместо: твой любящий , с тысячью поцелуями Ганнибал Лектор, стояло: твой любящий , с тысячью поцелуями Франсуа Буйе.

Не хочу в Нормандию!, Юлия Анатольевна Нифонтова, 2005г.

В пастельной картинке мира у каждой девочки есть любящая мама, живущая долго и счастливо с любящим их обеих папой…

Кафедра А&Г, Татьяна Соломатина, 2010г.

Марианну он окружал всей нежностью, на которую способно только любящее сердце, а с ее матерью и сестрами он держался как любящий сын и брат.

Разум и чувство, Джейн Остин, 1811г.

Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot

Источник статьи: http://rustxt.ru/morfologicheskij-razbor-slova/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия. План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.
  1. Вернувшись — деепричастие, так как обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
  1. Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
  1. Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
  1. Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
  1. Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Конспект урока «Морфологический разбор деепричастия«.

Следующая тема: Наречие как часть речи.

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, который изучает части речи. Часть речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

  • по лексическим значениям;

  • по морфологическим признакам и грамматическим категориям;

  • по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи Служебные части речи Междометия
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество или указывают на них. Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
СуществительноеПрилагательноеЧислительноеГлаголНаречиеМестоимениеПричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)Деепричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи) ПредлогСоюзЧастица

По поводу причастий и деепричастий лингвисты не договорились:

  • в одних учебниках их рассматривают как особые формы глагола, поскольку и причастия, и деепричастия образованы от глаголов, наследуют часть глагольных грамматических признаков и их значение тесно связано с действием;

  • в других учебниках причастия и деепричастия считают самостоятельными частями речи, поскольку у тех и у других есть свои уникальные грамматические признаки и в предложении они выполняют иные синтаксические роли, чем глаголы.

Что значит «морфологический разбор слова», мы уже сформулировали выше: это его грамматическая характеристика. А теперь узнаем, как именно его делать. В статье мы собрали алгоритмы и примеры, которые помогут разобраться, как выполняется морфологический разбор слов разных частей речи:

  • существительного;

  • прилагательного;

  • числительного;

  • местоимения;

  • глагола;

  • наречия;

  • причастия;

  • деепричастия.

Как разобрать слово

Морфологическая характеристика включает в себя несколько шагов, именно поэтому многим она может показаться довольно сложной. На самом деле в этом процессе нет ничего трудного, если человек знает, какие у частей речи бывают постоянные и непостоянные признаки

Перед началом работы важно разобраться с особенностями существительных, глаголов, прилагательных, причастий, деепричастий, местоимений, числительных и наречий

Существительное

В начале описания потребуется обозначить общее значение. Слово необходимо поставить в именительный падеж и определить собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, также указать склонение и род. На следующем этапе потребуется выделить число и падеж. На последнем шаге определяется синтаксическое значение, которое для имени существительного может быть различным. Для обозначения необходимо выписать слово в словосочетании и задать вопрос.

Прилагательное

Имя прилагательное в начальной форме должно стоять в мужском роде и единственном числе. Для начала следует понять, относительное оно, притяжательное или качественное

Для них важно обозначить род и падеж. Если слово относится к группе качественных, то дополнительно стоит определить степень сравнения

Числительное

Характерные признаки имени числительного – число, а также род и падеж. Однако они считаются непостоянными. Во время разбора оценивается, к какой группе относится числительное, то есть простое или составное, а также количественное или порядковое. Если числительное – количественное, то тогда требуется понять, целое оно, собирательное и дробное.

Глагол

На первом этапе глагол требуется поставить в основную форму, чтобы он отвечал на вопрос «что делать?» или «что сделать?». У слова необходимо определить переходность, возвратность, вид и спряжение. В дальнейшем необходимо указать число, лицо, время, род и наклонение.

Деепричастие

Первоначальная форма соответствует неопределенной форме глагола, от которого оно образовано. У деепричастия можно определять только неизменяемость и вид.

Причастия

Для начала необходимо сделать так, чтобы слово стояло в единственном числе и мужском роде. После этого потребуется определить, какое оно – страдательное или действительное, и дополнительно указать время и вид. У причастий в полной форме определяется падеж, число и род.

Наречия

Данная категория слов имеет только два основных признака – это изменяемость и сравнительную степень. Чаще всего в предложениях наречие играет роль обстоятельства.

Морфологический разбор существительного

План разбора имени существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма существительного (И. п., ед. ч.).

    Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

    Непостоянные морфологические признаки: в каком падеже и числе употреблено существительное.

  3. Синтаксическая роль существительного.

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

    Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  3. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то

Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте

Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Неикогда крупный тоарговый центр края со временем начал пустеть и прихоадить в упадок. Потеряв сноачала статус города, а потом большую часть жыителей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и водаопровода, прожыивает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на снеигоахоаде по озеру Воже.

апельсиновыйноздриживотн
о
вод

Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт

Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.

Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.

Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.

Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — этомечтанадежда

Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте

Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора имени числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. для порядкового, И. п. для остальных разрядов).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); разряд по составу (простое, сложное, составное).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж; род и число (для порядкового).

  3. Синтаксическая роль числительного.

Образцы разбора числительных

Пролетело четыре дня.

  1. Четыре (сколько?) — имя числительное, обозначает количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): четыре.

    Постоянные признаки: количественное, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (сколько?) четыре дня.

В первой комнате никого не было.

  1. В первой (которой?) — имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): первый.

    Постоянные признаки: порядковое, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в предложном падеже, женском роде, единственном числе.

  3. В предложении является определением: в комнате (которой?) первой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: