Морфемы
Морфема — неделимая наименьшая часть слова.
Все слова имеют определенную структуру, в этом они чем-то похожи на конструктор. “Детальки”, из которых мы можем образовать слово, называются морфемы.
Давайте теперь представим слово в виде собранного дома и рассмотрим основные части:
Почему слово похоже на дом?Основная часть дома — корень. В нем хранится главная информация о слове. Эта морфема есть в любом слове. Во всех родственных словах будет один и тот же корень, поэтому родственные слова имеют общее лексическое значение.Для словообразования используются суффиксы (у дома это чердак) и приставки (гараж). Приставки стоят перед корнем, ПРИстраиваются к слову. Суффиксы идут после корня. В слове может и не быть этих морфем, дом может быть без гаража и без чердака. |
В русском языке есть еще инфиксы, конфиксы и другие “-фиксы”, но они не изучаются в школе. Возможно, когда-нибудь на филологическом факультете вы откроете их страшную тайну…
Корень, суффиксы, приставки образуют основу слова. После основы идет окончание, которое постоянно меняется, тем самым помогая образовывать новые формы слова. Окончание может быть нулевым, то есть отсутствовать в слове.
Переход из одной части речи в другую
Как же можно создавать новые слова? Образовывать новые слова можно несколькими способами:
- добавлением приставок и суффиксов: кушать — покушать;
- сокращением слова: заместитель — зам;
- сложением слов: лес + парк — лесопарк;
- переходом из одной части речи в другую.
Последний прием рассмотрим подробнее.
Порой слово может стать другой частью речи, так как оно станет выполнять другую грамматическую функцию в предложении. Например, сначала слово обозначало действие, а теперь — предмет: печь (пирожки) — (русская) печь. Слово будет выглядеть абсолютно так же, иногда может добавляться приставка (запечь). Именно поэтому понять без контекста часть речи у таких слов бывает сложно.
Теперь внимательно изучаем таблицу и примеры:
Переход из этой части речи | В эту часть речи | ||
существительное | наречие | местоимение | |
существительное —> | — | капельку (1*), посередине | — |
прилагательное —> | гостиная (2*), ванная | вплотную (3*) | в настоящей (4*) книге (роль указательного местоимения) |
причастие —> | раненый (5*) | — | В данный (6*) момент… |
деепричастие —> | — | сидя, молча | — |
числительное —> | Трое подошли… | Много думал | — |
местоимение —> | каждый | Чувствую себя ничего… | — |
- “Я видел капельку (сущ) дождя, стекающую по окну” — “Эх, хотя бы капельку (наречие) побольше времени”.
- “Последний раз Анет видела его в гостиной (прил) комнате.” — “Гостиная (сущ) была просторной”.
- “В плотную (прил) землю сложно посадить семена.” — “Я подошел к ней вплотную (наречие)”.
- “Я так и не разобрался с настоящим (прил) временем.” — “В настоящей (мест) книге мы должны были найти примеры указательных местоимений”.
- “Раненый (прич) в плечо боец старался доползти до укрытия.” — “Раненый (сущ) не мог разговаривать от боли”.
- “Данное (прич) слово нельзя вернуть, выполняй свое обещание!” — “В данный (мест) момент сложно понять, что происходит”.
Порядок морфемного разбора слова
Итак, мы с вами вспомнили весь необходимый материал. И теперь пора приступить к морфемному разбору слова.
Традиционно в учебниках этот вид разбора обозначается цифрой 2 над словом, которое требуется проанализировать. Это выглядит вот так:
Мы почувствовали дуновение легкого морского ветерка2 с запада.
Итак, первое, что нам нужно запомнить: морфемный разбор проводится именно над той формой слова, в которой оно употребляется в тексте. Так, в нашем примере необходимо разобрать именно слово «ветерка», а не «ветерок» (в им.п.).
Поэтому первое, что мы делаем, — выписываем слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
Ветерка
После того, как слово выписано, нам нужно выполнить следующие действия:
- Определить, изменяется ли слово. И если ответ положительный, то выделить окончание. Но помните, что оно может быть нулевым! И затем мы устно проговариваем, что обозначает окончание.
- Когда окончание отброшено, выделяем оставшуюся часть слова как основу.
- Устно подобрать однокоренные слова и определить их одинаковую часть – корень слова. Выделить его. Помните, что в корне слова могут встречаться чередования звуков! Если есть такие чередования, устно называем их.
- Между корнем и окончанием могут стоять суффиксы. Если они есть, выделяем их. Устно проговариваем их функцию (грамматическое или смысловое значение).
- Перед корнем может стоять приставка. Если она есть, выделяем ее. И также устно проговариваем ее функцию (смысловое значение).
Как проводить морфемный анализ?
Шаг 1. Определить корень слова. Корень – это основная часть слова, которая содержит его значение. Для проведения морфемного анализа необходимо выделить корень. Например, в слове «печенье» корень «печень».
Шаг 2. Определить приставку. Префикс (приставка) – это морфема, которая стоит перед корнем и изменяет его значение. Префиксы могут быть различными по значению, а также существуют приставки-отрицания. Например, в слове «написать» приставка «на-«.
Шаг 3. Определить суффикс. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и изменяет его значение или модифицирует слово по грамматическому признаку. Суффиксы могут быть различными по значению и по грамматическому признаку, например, суффикс -ов- указывает на принадлежность существительного к множественному числу.
Шаг 4. Определить окончание. Окончание – это морфема, которая стоит после суффикса и указывает на грамматические признаки слова, такие как род, число, падеж и др. Например, в слове «столы» окончание «-ы» указывает на множественное число существительного «стол».
Шаг 5. Определить морфемный состав слова. Морфемный состав слова – это совокупность морфем, из которых состоит слово. Морфемный анализ позволяет выявить все морфемы слова и установить их роль в его значении и форме. Например, слово «человеку» состоит из корня «человек», суффикса «-у» и окончания «-у».
Шаг 6. Составить таблицу морфемного разбора. Чтобы наглядно представить морфемный разбор слова, можно составить таблицу. В таблице указываются все морфемы слова и их роль в его значении и форме.
Слово | Человеку |
---|---|
Корень | Человек |
Суффикс | -у |
Окончание | -у |
Шаг 7. Проверить правильность морфемного анализа. После проведения морфемного анализа необходимо проверить правильность разбора. Для этого можно использовать словарь или правила грамматики родного языка.
Морфемный анализ – важный инструмент понимания структуры слова и наиболее полного его изучения. Знание основных правил морфемного разбора поможет не только разобраться в сложных словах, но и улучшить грамматику, письменную и устную речь.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
- при- — это приставка, обозначающая приближение;
- -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
- -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
- -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
- -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.
Дадим точное определение, что такое морфема в русском языке.
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Что такое морфемный разбор слова и почему он важен?
Морфемный разбор – это процесс, в ходе которого слово разделяется на составляющие части – морфемы. Морфема – это наименьшая значимая единица языка. Изучение морфем помогает понять структуру слова, его грамматические особенности и образование.
Морфемный разбор очень важен для понимания иностранных языков, так как он позволяет выделить корень слова и его окончание. В русском языке морфемный разбор помогает выявить основу слова и понять его грамматические формы – падеж, число, время, лицо и т.д.
Изучение морфем поможет избежать ошибок при написании слов и составлении текстов. Знание структуры слова и грамматических форм помогает избежать повторений, использовать разнообразную лексику и выразительность. Кроме того, знание морфем и их умение разбираться помогает в чтении – понимать значения слов в контексте и составлять слова по буквам.
Вывод: морфемный разбор – это важный элемент изучения языка, который помогает понять структуру слова и использовать его эффективно. Обучение морфемному разбору помогает повышать грамотность и культуру речи.
Морфемный разбор слов онлайн
Разбор слова по составу может несколько отличаться в зависимости от источника. Каждый автор аргументирует свою позицию, опираясь на профессиональные знания и соответствующие компетенции. Таким образом, образовательная программа высшего учебного заведения базируется на изучении более сложных слов с учётом истории их происхождения, в школе вниманию учащихся предлагаются простейшие примеры. Так, например, элемент глагола неопределённой формы любого вида может указываться как суффикс, окончание или словообразующая частица (-ть). Получив начальный опыт работы в проведении разбора слова по составу, учащиеся в силах получить элементарные умения, необходимые для дальнейшего развития в данной профессиональной области. Если этого потребует профессия, школьник благополучно продолжит более глубокое изучение материала уже в специализированном учреждении.
На сайте собрано большое количество примеров морфемного разбора разной степени сложности. Каждый из них обосновал подробными комментариями, цитирующих, экспертное мнение выдающихся филологов и педагогов. Электронный словарь включает содержание самых распространённых печатных изданий. Удобство интернет-портала заключается в следующем:
- консультационная услуга предоставляется совершенно бесплатно;
- доступ к информационному сайту открыт круглосуточно;
- для проведения анализа слова нет необходимости проходить обязательную процедуру регистрации;
- поиск и изучение сведений отнимает минимальное количество времени;
- нет нужды тратить дополнительные денежные средства на приобретение бумажных носителей;
- все предоставленные данные являются достоверными;
- электронный словарь включает примеры разного уровня сложности, употребляемые во всех сферах деятельности человека;
- на сайте размещена справочная информация по проведению морфемного разбора, полезные советы и алгоритмы действий.
Сайт, позволяющий анализировать примеры разборов слов по составу, поможет в подготовке домашней работы, подробном изучении темы, отработке необходимого навыка, запоминании словообразующих морфем. Интернет-портал подходит не только для самообразования, но и расширения кругозора, уровня осведомлённости.
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Обычно производное слово отличается одной морфемой. Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способ образования слов | Примеры |
1. Приставочный | текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный | белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдыхзеленый → зеленьсупруг → супруга |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение:1) двух основ2) двух основ + суффикс3) сокращенных основ4) начальных букв или звуков | пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкорМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов | густо, населенный → густонаселенныймало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую | загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Состав слова: примеры разбора
Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».
- Разберем состав слова «подснежник»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам и числам: «подснежника», «подснежнику», «подснежники» и поч. Как видите, данное слово имеет нулевое окончание.
- Основой является все слово целиком.
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «снег» («г» и «ж» — чередующиеся согласные), «снежный» и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «снеж».
- Определяем приставку. Слово «подснежник» — это имя существительное, которое буквально обозначает «под снегом». То есть приставкой будет «под».
- Определяем суффикс. Это самое сложное. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, которые помогут нам понять, как именно оно образовалось: «снег», «подснежный», «подснежника», «подснежник». Из этого примера видно, что данное слово имеет два суффикса «н» и «ик».
2. Разберем состав слова «повторение»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам: «повторения», «повторению», «повторении». Как видите, данное слово имеет окончание «е».
- Основой является следующая часть слова – «повторени».
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «повторять, «вторить» и пр. Таким образом, корнем выступает следующая часть «втор».
- Определяем приставку. Слово «повторение» — это имя существительное. Его приставкой будет «по».
- Определяем суффикс. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов: «повторять», «повторить», «повтор», «повторению». Из этого примера видно, что данное слово имеет один суффикс «ени».
3. Разберем состав слова «помогать»:
- Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово, однако «помогать» — это начальная форма глагола. В некоторых учебниках утверждают, что оно имеет нулевое окончание, хотя большинство учителей рекомендуют заключать в рамку следующую часть – «ть».
- Основой является все слово или «помога».
- Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «помогла, «помогли», «помог», «может» («г» и «ж» — чередующиеся согласные) и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «мог».
- Определяем приставку. Слово «повторение» — это неопределенный глагол. Его приставкой будет «по».
- Определяем суффикс. В начальной форме глагола суффиксом обычно выступает гласная перед «ть». В данном случае это буква «а».
Проверь себя
Задание 1.Выберите верный вариант ответа:
Примерить (одежду) — глагол, где есть корень с чередованием.Горнолыжный (курорт) — прилагательное, где есть корень с чередованием.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Задание 2.Выберите верный вариант ответа:
Буду болеть и болел — это разные формы слова, а не новые слова.Читать и читающий — это разные формы слова, а не новые слова.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Задание 3.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:
- выб_рать, к_сой, д_рижер
- б_регу, заст_лать, з_ревать
- р_стовщик, зап_рать, зан_мать
- сн_ть, зам_рать, утв_рь
Задание 4.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:
- посн_мать, заж_гаю, г_реть
- Р_стов, к_сался, пр_крывать
- забл_стеть, пост_рать, пл_вец
- м_крица, соч_тать, г_ревать
Задание 5.Выберите верный вариант ответа:Лощеный — лоск — однокоренные слова.Морфемный разбор нужен, чтобы понять, от чего образовано слово.
- Верны оба варианта
- Верно только первое утверждение
- Верно только второе утверждение
- Оба утверждения ложны
Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3, 4; 4 — 1, 3; 5 — 2.
План разбора слова по составу
Чтобы не упустить важного элемента и учесть все особенности состава конкретного слова, целесообразно придерживаться определённого плана. Благодаря использованию пошаговой инструкции вероятность допущения ошибки значительно снижается
- Определить часть речи.
- Выделить окончание и основу. Чтобы правильно определить границы частей слова, достаточно видоизменить форму согласно падежам. Таким образом определить сохранный элемент проще всего. При этом не стоит забывать, что существуют случаи, когда слово не имеет окончания.
- Указать приставку и суффикс (сопоставить изначальную форму слова с однокоренными).
- Убедиться, что выделенные части действительно существуют и встречаются в других словах.
Разбор слов обязательно сопровождается графическим обозначением отдельных элементов, при этом у каждого из них есть установленный символ.
Фактчек
- Морфема — наименьшая часть слова, их используют для образования форм и новых слов. Корень есть в каждой самостоятельной части речи.
- Чередования согласных в корне слова нужны для упрощения произношения, слова все еще остаются однокоренными.
- Порой слово переходит в другую часть речи, так как в предложении от него требуется другая грамматическая роль. Этот метод применяется для образования новых слов.
- Словообразовательный разбор помогает нам определить способ образование слова. Для этого нужно определить его лексическое значение, с помощью разбиения на морфемы понять, как образовано слово и от чего происходит основа.
Разбор по составу слова «человек»
человек
человек | корень |
ø | нулевоеокончание |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мотовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «человек»
- Конечно, он виноват перед ней, но богатые молодые люди обольщали молодых невольниц сплошь и рядом.
- Причиной убийства молодого человека могла стать, например, месть.
- С тех пор тысячи людей смогли увеличить скорость чтения не менее чем в три раза и улучшить понимание прочитанного.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «человек»
- — Вы мыслящий и вдумчивый человек. При всякой обстановке вы можете находить успокоение в самом себе. Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира — вот два блага, выше которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных.
- И каждое не только не нарушало этого, но было необходимо для того, чтобы совершалось то главное, постоянно проявляющееся на земле чудо, состоящее в том, чтобы возможно было каждому вместе с миллионами разнообразнейших людей, мудрецов и юродивых, детей и стариков — со всеми, с мужиком, с Львовым, с Кити, с нищими и царями, понимать несомненно одно и то же и слагать ту жизнь души, для которой одной стоит жить и которую одну мы ценим.
- И в самом деле, что может противустоять твердой воле человека? — воля — заключает в себе всю душу; хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, — жить, одним словом; воля есть нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества, творческая власть, которая из ничего созидает чудеса… о если б волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!..
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «человек»
ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧЕЛОВЕК
Афоризмы русских писателей со словом «человек»
- Человек есть существо ко всему привыкающее.
- Честный человек с тем и живет, чтоб иметь врагов.
- Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.
- (все афоризмы русских писателей)