Родственные и однокоренные слова
А вы знали, что у слов, как и у людей, есть семьи? В семье родственников объединяет общий предок, а в словах эту роль играет корень. Общие по смыслу слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова, называют родственными.
Давайте разберём на примере.
Гриб — грибник — грибной — грибок.
Объясняем все слова, используя одно слово «гриб»: грибник — человек, который собирает грибы, грибной — приготовленный из грибов (грибной суп) или относящийся к грибам (грибная шляпка, грибное место), грибок — маленький гриб. Все эти слова имеют один и тот же корень -гриб.
Слова, имеющие один и тот же корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Смех — смешной — смешинка — смешить — смеяться.
Дом — домик — домашний — домовитый — домосед.
Трава — травник — травка — травинка — травянистый.
Однокоренные слова нужны нам, чтобы проверять правильность написания слов.
Родственные слова всегда являются однокоренными, однако слова, имеющие одинаковый корень, не всегда родственные. Как такое происходит? Слова могут иметь один и тот же корень по звучанию и написанию, но разный по значению. Давайте рассмотрим две группы слов:
сыр — сырный — сырок;
сырой — сырость — отсыреть.
В обеих группах можно выделить одинаковый корень -сыр, но в первой мы можем объяснить слова с помощью слова «сыр», а во второй — с помощью слова «сырость». Эти группы слов не будут родственными, потому что у них разные лексические значения. Корни, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются омонимичными. Слова с такими корнями не будут однокоренными.
Давайте в цепочке однокоренных слов найдём лишнее.
Нос — переносица — носик — носильщик — носовой.
У всех слов одинаковый корень -нос. Но слово «носильщик» не является однокоренным с остальными словами. Его корень имеет лексическое значение «носить».
Формы слова тоже не являются однокоренными словами.
Выше мы говорили, что слова меняют форму с помощью окончания.
Берёза — берёзы — берёзой.
Форму слова может образовывать и суффикс:
сильный — сильнее.
Эти слова не будут однокоренными, это формы одного и того же слова.
Формы слова всегда относятся к одной и той же части речи, а однокоренные слова могут быть различными частями речи. Например:
- земля — существительное;
- земляной — прилагательное;
- приземлиться — глагол.
Мы узнали, что однокоренные слова — это разные слова с одинаковым значением и одним корнем, формы слова — это одни и те же слова в разном роде, падеже, числе, а в словах с омонимичными корнями, хоть корень и пишется одинаково, значение имеет разное. Это поможет нам подбирать правильные проверочные слова и не делать ошибок.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Морфемный состав
красный — корень/окончание
Подберем слова с этим же корнем:
- краснота (существительное);
- красноватый (прилагательное);
- краснеть, покраснеть, закраснеться (глаголы).
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
- мимо красного дома;
- у красной ратуши;
- любуюсь красным тюльпаном и т.
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
- бег, беготня, бегун, бегунья, бегать, пробегать, пробег, пробежка (родственные слова);
- бег — час (чего?) бег-а, интересуюсь (чем?) бег-ом, радуюсь (чему?) бег-у, расскажу всем (о чём?) о бег-е (падежные формы существительного).
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: пробегать — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
- темный, темень, темнота, темнотища, темнеть, потемнеть, потемнение, потёмки (родственные слова);
- темный — темн-ее, темн-ейш-ий, самый темный (формы степеней сравнения прилагательного).
Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Сравните примеры:
-
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
-
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
-
Любовь — любитель, любимый, любить.
Любой — по-любому.
-
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
-
приставка,
-
суффикс,
-
постфикс.
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
-
окончание;
-
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
-
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;
-
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
-
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
-
Сильный — сильнее, сильней — суффикс образует форму простой сравнительной степени прилагательного.
-
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Однокоренные слова
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот, котёнок.
- С корнем -дуб-: дуб, дубок.
- С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
- С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
- С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
- С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
- С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
- Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
- гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
- лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
- Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
- Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.
Как найти корень в слове?
- Подберите к слову как можно больше родственных слов.
- Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
- снег — снега — снеговик
- мороз — морозы — морозить
- ложка — ложечка
- рукавчик — рукава
- гриб — грибок
- рыбка — рыба
- куст — кусты
- холод — холода
- дождь — дожди
- шубка — шуба
- берёзка — береза
- травка — трава.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-Однокоренные слова к слову «ветка»:
- веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
- веточный, ветвистый, ветвяной;
- ветвисто;
- ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Родственные слова
Данная группа лексем имеет ряд общих признаков:
- Основа слова – корень.
- Один смысл.
- Историческое значение и форма лексемы (этимон)
Слова будут относиться к различным частям речи (существительное, прилагательное, глагол) и иметь в своём составе следующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс.
Рассмотрим подробно на примерах:
- Сосна – сосновый (основа сосн-)
- Сад – садовый – садовник (основа сад-)
- Родина – родной – родиться (основа род-)
- Ходить – выход – входивший (основа ход-)
В вышеприведённых случаях все группы лексем являются родственными. Самое главное: они имеют общую главную часть и одинаковый смысл
В определении важно учитывать, что лексемы будут являться разными частями речи. Это хорошо показано в предпоследнем случае:
Родина (существительное) – родной (прилагательное) – родиться (глагол)
Важно заметить разницу между значениями данной категории лексем. Они имеют общий смысл, относящийся к корню род-
Более того, исторически можно объяснить оттенки данных слов: Родина – место, где родился человек; родной – то, что находится в родстве; родиться – появиться на свет, продолжить род.
Чередование букв в корне слова
Наверное, вы замечали, что в некоторых словах с одинаковым значением корень несколько различается. Например, в слове «носить» корень -нос, а в слове «нести» корень -нес. Это называется чередованием букв в корне слова.
Вот примеры наиболее частых чередований букв.
Чередование согласных
Чередование гласных
Давайте найдём однокоренные слова в стихотворении.
Двор наш заснеженный ярко блестит,
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день-деньской,
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик,
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим спектакль мы весёлый Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
Однокоренные слова здесь: заснеженный, снежная, снежки, снеговой, снеговик, снег, снежинки, Снегурка, подснежники.
Все слова имеют отношение к слову«снег». В корнях -снег и -снеж чередуются согласные буквы -г и -ж.
Проверка правописания
Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:
- Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
- В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
- Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.
В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.
Общие черты
Нельзя говорить, что данные категории слов не имеют общих особенностей, это неправильное утверждение, противоречащее нормам русского языка. Исходя из подробного разбора каждой классификации лексем, выделились следующие общие черты:
- Общая главная часть слова – корень.
- Словоформа и значение лексемы (этимон)
- Группы слов, относящиеся к разным частям речи.
- В родственных и однокоренных словах основная часть лексемы может меняться в зависимости от правила чередования гласных и согласных букв.
- Классификации данных слов возможно спутать с формами словообразования, отличающимися только окончанием.
Важной деталью является замена некоторых букв, которая называется чередованием. Данное явление обусловлено историческим фактором
Его можно наблюдать в следующих примерах:
- Снег – снежок (в первом случае корень имеет своё первоначально звучание — снег-, а во втором слове корень обретает другое звучание посредством смены буквы «г» на «ж» — снеж-)
- Мука – мучной ( здесь происходит точно такая же манипуляция с буквами: «к» и «ч» чередуются, придавая словам особый оттенок в звуке)
- Ёлочка – ель (помимо согласных звуков, феномен чередования может происходить и с гласными звуками, как в данном примере произошло с «е» и «ё»)
«Чередование» может происходить как в родственных словах, так и в однокоренных словах, поэтому этот признак является общей характеристикой данных языковых групп.
Ещё одной чертой двух видов слов является процесс образования словоформ. Проще говоря, это формы какой-либо лексемы, отличающиеся только окончанием:
Дом – дома – дому (данные слова отличаются лишь грамматическими значениями, но лексически они остаются неизменны)
Если в слове меняется только флексия (окончание), его формы не будут относиться ни к родственным, ни к однокоренным словам. Чтобы суметь отнести определённый ряд слов к конкретной классификации, стоит изучить подробное описание каждого определения.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 150,
Полякова, Учебник
Упражнение 169,
Полякова, Учебник
Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 144,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 31,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 150,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 155,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 152,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 171,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 251,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 252,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 259,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 260,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 261,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 77,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 88,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 89,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 115,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 117,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 4,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 127,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 203,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 211,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 138,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 157,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 161,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 268,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 339,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 108,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 353,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 380,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.
Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Что такое корень слова
Знаете ли вы, что общего между деревьями и словами? Без чего не может вырасти ни одно дерево?
Верно, дерево не может вырасти без корня. Корень питает дерево и удерживает его в земле. Так же и слово не может существовать без корня. Корень — это основная его часть, и от него, как веточки от ствола дерева, «растут» однокоренные слова.
Все слова в русском языке состоят из частей — морфем. Давайте вспомним, какие бывают части слова.
Приставка всегда стоит перед корнем, она помогает образовывать новые слова. Например:
Дима ехал к Тане на день рождения. По пути заехал в магазин за подарком. Проехал ещё две остановки. Приехал точно к началу праздника. Повеселился в гостях и уехал домой.
Приставка обозначается специальным значком: линия с прямым углом, которая как бы отделяет приставку от корня.
Корень — это главная часть слова, именно в ней заключается его суть, то, что называется лексическим значением. «Корень — это центр слова, его фокус», — писал выдающийся лингвист Дитмар Розенталь.
Гора — горный — горка — горец.
Корень обозначается дугой, которая словно накрывает слово.
Суффикс — часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов. Например:
обед — обедать
дом — домик
Обозначение суффикса похоже на крышу домика.
Окончание — изменяемая часть слова, она образует формы слова и нужна для связи слов в предложениях. Форма слова — это то же самое слово, которое отличается грамматическими значениями: падеж, число, время, лицо. Например:
Книга состоит из бумажных листов. Детские книги обычно с картинками. На уроке Ваня рассказал о книгах, которые прочитал летом.
Окончание обозначается прямоугольником, который обводит буквы окончания слова.
Как мы видим, без приставки, суффикса и окончания слово может существовать, а вот без корня оно будет всего лишь набором букв.
В группе слов лес — перелесок — лесной — лесник один общий корень -лес. Если убрать, например в слове «перелесок» приставку -пере, оно поменяет смысл, станет словом «лесок». А если убрать корень, то останется «переок» — бессмысленный набор букв.
У большинства слов корень состоит из нескольких звуков:
гора, дорога, пшеничный
Но может быть и по-другому. Давайте посмотрим, какие интересные истории случаются с корнем слова.
Например, у некоторых слов корень состоит всего из одного звука:
пойти, обуть, пошли
А ещё встречаются слова, у которых два и более корня. Эти слова называются сложными. Чтобы определить в них корни, нужно выделить смысловые блоки. Например:
— пешеход (ходит пешком);
— водопад (вода падает);
— самолёт (сам летает);
— маслосыроварня (варит масло, сыр).
В сложных словах корень может быть в усеченном виде:
— завхоз (заведующий хозяйством);
— зарплата (заработная плата).
Есть в русском языке любопытное слово с нулевым корнем: «вынуть». Когда-то оно писалось как «вынять», «выняти» и имело корень -ня. Но со временем глагол подвергся изменению и стал звучать по аналогии со словами «дунуть», «тронуть», «кинуть».
Лингвист Александр Тихонов, автор «Школьного словообразовательного словаря», приводит такой разбор слова: -вы — приставка; -ну — суффикс; -ть — окончание
Корень в этом слове выделяется только этимологически. Другой лингвист, Николай Шанский, выделяет в слове «вынуть» вот какие части: приставка -вы; непроизводная основа -н, которая чередуется с -ним, -ем в словах «вынимать», «выемка»; суффикс однократного действия -н, который слился с основой -н; суффикс -у; окончание -ть.
Однокоренные слова и формы слова
Форма слова — это изменение слова без изменения его лексического значения. Однокоренные слова имеют близкие, но не одинаковые значения. Чтобы уметь отличать однокоренные слова от форм слова нужно знать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы — это морфемы, предназначенные для образования новых слов, к ним относятся:
- приставки:
- бабушка — прабабушка;
- гнуть — прогнуть;
- город — пригород;
- суффикс:
- огонь — огонёк;
- ворона — воронёнок;
- рыба — рыбак;
- постфикс:
- смех — смеюсь;
- лень — ленюсь;
- улыбка — улыбаюсь.
Формообразующие морфемы — это морфемы, образующие формы одного и того же слова, к ним относятся:
- окончание:
- зима — зимы, зиме, зиму, зимой;
- синий — синяя, синее, синие;
- белый — белого, белому, белым, белом;
-
-л-:
- играть — играл;
- бежать — бежал;
- учить — учил;
-
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е, -ее, -ше:
- тихий — тише;
- слабый — слабее;
- старый — старше;
-
суффикс повелительного наклонения глагола -и-:
- отойду — отойди;
- подарю — подари;
- отдохну — отдохни.
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
- нЕбесный — не́бо;
- дОлина — дол;
- лИнейка — ли́ния;
- пИсьмо — пи́сьменный;
- дАрить — пода́рок.
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
- гористый (гора, горный) — у-гор-е-ть (загорать, перегореть, нагорать);
- водитель (водить, вождение) — вод-ный (вод-а, вод-яной).
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Дополнительный материал
Узнаем, являются ли однокоренными слова «белка» и » белить».
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
- Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
- Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
- Служебные — но, под, если, между и пр.
- Наречия — весьма, очень.
- Междометия — ах, эй, ага, алло.
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
- Найти несколько родственных понятий.
- Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.
Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова
Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.
Тема: Родственные слова
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Метапреметные: познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.
3. Актуализация знаний
— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
А) Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(берёза)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит.
(осина)
Надели на палку
Стальную ладошку.
И под ладошку
Сажают картошку.
(лопата)
Неживая, а идет
неподвижна, а ведет.
(дорога)
Вырос в солнечный денек
У лесной дорожки
Ярко-красный огонек
На зеленой ножке
(ягода)
Проверка: сверка с образцом на доске
-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/
— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения
4. Самоопределение к деятельности
— Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша тётка – гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию./
— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
— Среди слов тоже есть родственники.
5. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое родственные слова?/
Упр.77
— Прочитайте текст.
— Теперь прочитаем только выделенные слова.
— Что роднит эти слова? /Предположения детей /
— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?
— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/
Упр.78
— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?
— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.
6. Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам пригнусь.
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
7. Закрепление изученного материала.
— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири-снеговики
Песню просвистели.
— Какие однокоренные слова запомнили? /по снегам, снегири, снеговики, снежные)
— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).
8. Рефлексия.
Работа по карточкам.
— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.
а) Желток, железо, жёлтый.
б) Печурка, печать, печка
в) Носильщик, нос, носатый
Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.
9. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие слова называются однокоренными?
10. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47
Подведём итог
Итак, вы узнали:
- что в каждом слове есть корень;
- что такое родственные и однокоренные слова;
- в чём различие однокоренного слова и формы слова;
- как правильно выделить корень в словах;
- как может меняться корень в словах с чередующимися буквами.
Чтобы правило запомнилось, недостаточно его просто выучить – нужна практика.
Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart. Выполняя задания на платформе, школьник закрепит на практике изученные в школе темы, освоит сложные правила русского языка в увлекательной форме. Регистрируйте ребёнка на платформе и начинайте заниматься!