Игры с однокоренными словами
10.01.2018
Алла Нестеренко
Эти игры ребята придумали, когда мы изучали тему “корень слова”. Мы собирали копилки однокоренных слов, копилки корней и осваивали их в собственных играх
Теперь к составу слов ребята относятся с вниманием и интересом.
Игра Артура
Материалы: копилка корней, два кубика. На одном – числа от одного до 6. На другом – буквы С.П,Г (означают существительные прилагательные глаголы).
Берешь корень из стопочки, бросаешь два кубика, выпадает число и часть речи. Нужно придумать слова с выбранным корнем. Слов должно быть столько, сколько выпало на первом кубике. А часть речи – та, что на втором кубике.
Например, если корень «гриб», выпало П и 5, надо придумать 5 прилагательных с корнем гриб.
Можно играть вдвоем, втроем и т.п. А можно и командами (1 ход – одна команда).
У нас не было жестких правил, но можно и ввести. Например, если удалось придумать нужное число слов нужной части речи и не ошибиться, забираешь корень себе, если нет – кладешь под стопку. Выигрывает тот, у кого в итоге больше корней.
Игра Саши
Играют две команды, но можно играть и по очереди вдвоем, втроем и т.д. Берется копилка однокоренных слов, слова переворачиваются тыльной стороной (можно сложить их в стопочку).
Команда выбирает из стопочки слово и, не переворачивая его, называет часть речи. Затем карточку переворачивают. Если часть речи совпала с названной, карточка переходит к команде, если нет, команда придумывает слово той части речи, которую она назвала (с тем же корнем). Придуманное слово записывается.
В конце считают баллы. За каждую забранную карточку команда получает балл и за каждое придуманное слово, если его нет в копилке, команда получает 3 балла. Все баллы суммируются. У кого больше, тот и выиграл.
Игра Руслана
Играют два-три человека (или команды).
Есть копилка однокоренных слов. Из копилки случайным образом достаются два (три, четыре) слова. Требуется придумать предложение, в котором присутствовали бы все эти слова. Тот, кто придумал предложение быстрее, забирает слова себе.
Выигрывает тот, у кого больше слов.
Можно взять не одну, а две копилки слов.
Игра Эмилии
Копилка составляется из существительных, называющих части тела человека и предметы и однокоренных им слов в превосходной степени (рука – ручище, нос – носище и т.п.).
Копилка раскладывается на столе. Нужно собрать пары, называя корень и чередующуюся букву (например, игрок достает карточки «РУКА – РУЧИЩЕ», говорит: «Корень РУК / РУЧ, чередование К/Ч – и забирает карточки себе, если ошибся, карточки остаются в игре).
Карточки берем по очереди, можно ограничить время, например, счетом до 3. Не успел – пропускаешь ход. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Игра Левы
На карточках – разное число точек и обозначения частей речи (С – существительное, П-прилагательно, Г – глагол).
Команда берет карточку и придумывает слово заданной части речи с заданным точками количеством букв. После этого она называет другой команде корень этого слова. Вторая команда должна угадать слово, придуманное первой. Угадала – забирает карточку, не угадала – карточка остается у первой команды. И так по очереди.
Выигрывает команда, у которой больше карточек.
Игра Ильи
Берутся несколько небольших копилок однокоренных слов (в каждой – четное число слов, например, 4 или 6), написанных на карточках. Все карточки перемешиваются, поворачиваются рубашкой вверх и раскладываются на игровом поле.
Игроки по очереди переворачивают по две карточки. Если слова на них однокоренные, то игрок забирает пару, а затем продолжает ход и переворачивает ещё две карточки. Если игрок перевернул карточки слов с разными корнями, то его задача – дать возможность всем увидеть, что именно изображено на карточках, положить их на место рубашкой вверх и передать ход следующему игроку по часовой стрелке.
Выигрывает тот, кто собрал больше пар.
Презентация по русскому языку «Игры по теме «Однокоренные слова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Найдите родственные слова.парта – парк азбука – алфавитпень – пенёкгород – городскойкоза – косалимон – апельсинкоза – козлёноклимон – лимонадком – комокапельсин – абрикос.
Описание слайда:
Объясните, какая буква заблудилась в каждом слове.з..мляв..лназ..рнос..мья пл..сатьзв..нитьш..лунп..стретьп..тёркал..сток
Описание слайда:
Выпишите слова с нулевым окончанием.Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес, сосна, шишка, зверь, подарок, число.
Описание слайда:
Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.
Описание слайда:
Прочитайте ребусы. Запишите слова и выделите приставку.
Описание слайда:
Запишите слова с приставкой с-
Описание слайда:
В одну колонку выпишите слова с проверяемым безударным гласным в корне, в другую – с непроверяемым безударным гласным в корне слова.Сн..жок, к..стёр, гр..бной, б..лет, н..чной, к..нец, ст..кан, в..дяной, к..рзина, л..дяная, с..поги, т..традь, п..ртрет, л..сник.
Описание слайда:
Вырастите дерево, запишите слова, которые у вас получатся.
Описание слайда:
− Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.Собирай по яго..ке (________), наберёшь кузовок. Мё.. (________) есть – в улей ле..ть (________). Чтобы ры..ку (________) съесть, надо в воду ле..ть (________). Хвост голове не ука..ка (________). Хле.. (________) – всему голова.
Описание слайда:
Напишите по три слова для каждой схемы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.Уд..вительно – (диво, дева).Скр..пучий – (скрепка, скрип).М..нять – (мина, замена).Л..нивый – (лень, линька).Л..пить – (липко, лепка).М..стерить – (мост, мастер).Подч..щать – (честь, чисто).
Описание слайда:
Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.Сне..ки− Гн..здо − Зв..рёк − М..рской − М..ряк − Ул..тели − К..рмушка − Л..сица − Б..льной − К..тёнок − В..дитель − Зв..нок − Сн..жинка −
Описание слайда:
В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, в другую – с непроверяемыми безударными гласными.Л..сица, з..рно, к..пуста, п..нал, св..тить, за..ц, т..варищ, м..дведь, м..рковь, м..локо, зв..рёк, м..ряк, тр..пинка.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Похожие материалы
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5420120 материалов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.