Морфологический разбор «нужна»

Зачем нужно изучать морфологию

Морфология – один из разделов лингвистики, которому принадлежит право изучать и контролировать употребление частей речи, а также их грамматических категорий и словоформ. Основным предметом исследования данной науки является слово, которое обладает определенными характеристиками, которые способны изменяться.

Этот раздел русского языка подробно изучается в пятом, восьмом и девятом классах средней школы. Без знания морфологии адекватное употребление русского языка не представляется возможным.

Отсутствие знаний о частях речи оказывает существенное влияние на грамотность человека, особенно письменную. Правила правописания основываются на способности определения частиречной принадлежности слова.

В качестве примера можно рассмотреть правило постановки мягкого знака в конце словоформы. В том случае, если изучается существительное третьего склонения, то «ь» ставится в конце слова (мать, ночь). Если же слово является прилагательным в краткой форме (всемогущ, зыбуч), то данный знак не пишется.

Всего в русском языке выделяют одиннадцать частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие, союз, частица и междометие. Авторы сборника «Русская грамматика», который был написан в 1980 году, выделяют также слово категории состояния

Именно поэтому очень важно уметь не только различать их, но и обладать знаниями об их категориях. В частности, существительное и прилагательное обладают словоизменительными категориями рода, числа, падежа; глагол – категориями числа и лица

Наречие же вовсе ими не обладает.

Кроме того, знание морфологии помогает сформировать грамотность при использовании пунктуационных знаков. В частности, деепричастия и причастия часто входят в состав одноименных оборотов, которые обязательно должны на письме обособляться. В качестве учебника, подробно раскрывающего суть данной науки, лингвисты предлагают сборник «Русская грамматика» (часто его называют «Грамматика-80»).

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE

План морфологического разбора существительного

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая
    характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая
    характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая
    характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая
    характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая
    характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)

Что значит «сделать морфологический разбор»?

Морфологический разбор. В учебниках обозначен маленькой цифрой 3

Сделать морфологический разбор – это проанализировать слово с точки зрения части речи. Части речи, которые подробно изучаются в начальной школе с точки зрения морфологического разбора, – это имя существительное, имя прилагательное, местоимение и глагол.

Делать морфологический разбор других частей речи, таких как предлог, частица, союз, наречие, учат в средней школе.

В каких классах его проходят?

В некоторых программах, уже начиная с конца второго класса, даются начальные знания морфологического разбора.

В третьем классе морфологический разбор часто можно встретить в домашних и классных работах, предложенных в учебниках и рабочих тетрадях.

В четвёртом классе морфологический разбор обязателен для всех контрольных и проверочных работ.

Где встречается?

Зачем вообще нужен морфологический разбор? Где он пригодится?

Разбор слова по составу. В учебниках обозначен маленькой цифрой 2

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

I. Часть речи.

1. Начальная форма (И.п. ед.ч.).

II. Неизменяемые признаки:

1. Собственное или нарицательное.

2. Одушевлённое или неодушевлённое.

III. Изменяемые признаки:

IV. Член предложения.

Образец разбора

В лесу появилось много грибов.

В лесу – им. сущ.; лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл; в П.п, в ед.ч.; (в чём? в лесу) – дополнение, (где? в лесу) обстоятельство места.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

I. Часть речи.

II. Начальная форма. (И.п. ед.ч. м.р.)

III. Изменяемые признаки:

3. Род (только в ед. ч)

IV. Член предложения.

Образец разбора

Ручей течёт по глубокому оврагу.

По глубокому (оврагу) – им. прил.; глубокий; в Д.п, в ед.ч., в м.р.; определение.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи. В учебниках обозначен маленькой цифрой 4

Морфологический разбор местоимения

План разбора

I. Часть речи.

II. Начальная форма (И.п. ед.ч.).

III. Неизменяемые признаки:

1. Лицо.

IV. Изменяемые признаки:

1. Падеж.

2. Число.

3. Род (для местоимений 3-го лица).

V. Член предложения.

Образец разбора

Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич.

Из неё – мест.; она, 3 л.; в Р.п, в ед.ч., в ж.р.; дополнение.

Морфологический разбор глагола

План разбора

I. Часть речи.

II. Начальная форма (неопределённая форма).

III. Неизменяемые признаки:

IV. Изменяемые признаки:

3. Лицо (наст. и буд. вр.).

V. Член предложения.

Образец разбора

Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги.

Обжигали – глагол; обжигать, несов.в., I спр.; во мн.ч, в прошед.вр.; сказуемое.

Узнать подробнее о тренинговой тетради по русскому языку «Морфологический разбор глагола. 1-4 классы» и заказать ее можно здесь

Морфологические признаки слов категории состояния и образцы разбора

Морфологический разбор слов категории состояния — пошаговый алгоритм:

  1. Сначала выделяется словоформа и называется часть речи.
  2. Дается начальная форма (актуально для слов, находящихся в сравнительной степени).
  3. Определяется лексическое значение.
  4. Дается указание категориально-грамматической составляющей.
  5. Затем определяются разряды слов категории состояния: в соответствии со значением, с образованием (производное/непроизводное).
  6. Характеристика морфологических особенностей: степени сравнения — есть или нет; указание, в какой степени употреблено слово; способ образования формы; синтаксическая/аналитическая форма — указать.
  7. Особенности синтаксиса: значение в предложении.

Образец морфологического разбора

Было темно и мрачно в том лесу.

  1. Темно — относится к словам категории состояния.
  2. Темно.
  3. Темно — об отсутствии света, освещения.
  4. Разряд: обозначает состояние окружающего мира.
  5. Морфологические признаки:
  • имеет сравнительную степень: темно — темнее – более/менее темно;
  • в контексте предложения — форма положительной степени.
  1. Синтаксическая характеристика:
  • имеет обстоятельство места в предложном падеже — в лесу;
  • выступает в качестве сказуемого в составе безличного предложения.

Как выполняется морфемный разбор слова

Морфема представляет собой самую маленькую неделимую часть слова, которая используется для образования его новых форм. Разбор дает возможность проанализировать состав, понять назначение каждой частицы. Прежде чем начинать его, нужно определить часть речи. Последняя может быть изменяемой либо неизменяемой.

В изменяемых словах необходимо выделить флексию либо окончание. Это выполняется путем склонения или спряжения. Неизменяемые части речи, например, наречия и деепричастия, отдельные существительные и прилагательные, не содержат окончания. На следующем этапе стоит определить тот фрагмент слова, в котором отсутствует флексия. Затем можно выделять корень. Для этого необходимо составить список однокоренных или родственных слов

Важно помнить, что коренная часть может быть омонимичной

Поэтому нужно брать во внимание значение

Выполняя морфемный разбор слова, следует определить приставку и суффиксы, интерфиксы. В каждом случае необходимо делать анализ аналогичным методом. Сегодня существуют специальные онлайн-инструменты. Они позволяют разбирать слова на морфемы в автоматическом режиме. Их стоит использовать для самопроверки.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE

Синтаксическая функция

Синтаксическая функция – это роль слова в синтаксической конструкции. Чтобы определить, какую синтаксическую функцию выполняет анализируемое слово, нужно посмотреть на его место в предложении и определить, каким членом предложения является данное слово.

Конкретного правила по определению синтаксической функции той или иной части речи нет, так как любое слово может выполнять любую функцию в предложении.

Что мы узнали?

Морфологический разбор производится по следующему плану: определение частеречной принадлежности анализируемого слова, его общего грамматического значения, постановка слова к начальную форму, определение постоянных и непостоянных морфологических признаков, определение синтаксической функции. Общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки у каждой части речи свои.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какое действие является первым шагом морфологического разбора?

    • Постановка слова в начальную форму
    • Определение частеречной принадлежности и общего грамматического значения
    • Определение постоянных и непостоянных морфологических признаков
    • Определение синтаксической функции

§3. Порядок разбора разных частей речи

Поскольку части речи обладают разным значением, отвечают на разные вопросы, имеют различные наборы постоянных и изменяемых признаков и могут выполнять в предложении разные роли, то схемы разборов даны ниже по частям речи.

Схема разбора существительного

1) Часть речи. Начальная форма. 2) Морфологические признаки:

3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложений

2) Комментарий: Число может быть для существительных как изменяемым, так и неизменяемым признаком. Для большинства существительных число – изменяемый признак, но есть существительные, которые употребляются только в ед. или только во мн. ч. Они не изменяются по роду. Для них род – постоянный неизменяемый признак. Примеры: Только ед.ч. :

Схема разбора прилагательного

1) Часть речи. Начальная форма.

3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложений

Степень сравнения и полная форма – постоянные признаки у прилагательных, не имеющих других форм. Например: бледно-красный, тёмно-голубой. Для прилагательных, имеющих степени сравнения и краткие формы, эти признаки считаются непостоянными, Например: бедный /беднее / самый бедный; бедный / беден.

Схема разбора числительного

1) Часть речи. Начальная форма.

3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения.

Схема разбора местоимения

1) Часть речи. Начальная форма.

3) Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Традиционно считается, что лицо, число и род – это постоянные признаки у личных местоимений. Для прочих местоимений число и род – изменяемые признаки. У притяжательных местоимений его, её, их непостоянных признаков нет.

Схема разбора наречия

1)Часть речи. Для наречий в сравнительной или превосходной степени: начальная форма.

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

У некоторых наречий может не быть всех степеней сравнения. Например, у наречия времени дальше – существует только одна сравнительная форма. Её нужно указывать как постоянный признак.

Схема разбора глагола

1). Часть речи. Начальная форма.

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Схема разбора причастия

1) Часть речи. Начальная форма.

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Существует два подхода к разбору причастий, обусловленные позицией при определении их статуса: 1)разбор причастия как особой формы глагола, 2)разбор причастия как самостоятельной части речи.

При разборе причастия как формы глагола указывается: 1) Часть речи – глагол, начальная форма – н.ф.гл. 2) Морфологические признаки:

При разборе причастия как части речи указывается: 1) Часть речи: причастие, начальная форма – форма ед.ч., м.р., И.п. (как у прилагательных) 2) Морфологические признаки:

Обе интерпретации встречаются в школьных учебниках, обе приняты как равновозможные и не влияющие на оценку знаний учащихся.

Схема разбора деепричастия

  • б) непостоянных признаков нет: неизменяемая форма

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Существует два подхода к разбору деепричастий, обусловленные позицией при определении их статуса: 1)разбор деепричастия как особой формы глагола, 2)разбор деепричастия как самостоятельной части речи.

При разборе деепричастия как формы глагола указывается: 1) Часть речи – глагол, начальная форма – н.ф.гл. 2) Морфологические признаки:

При разборе деепричастия как части речи указывается: 1) Часть речи: деепричастие, неизменяемая часть речи;2) Морфологические признаки: вид. Обе интерпретации встречаются в школьных учебниках, обе приняты как равновозможные и не влияющие на оценку знаний учащихся.

б) непостоянных признаков нет

3) Членом предложения не является.

Схема разбора союза

сочинительные:

    • соединительные / разделительные / противительные / пояснительные / присоединительные / градационные

подчинительные:

б) непостоянных признаков нет.

3)Членом предложения не является.

б) непостоянных признаков нет.

3) Членом предложения не является.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: