Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
- нЕбесный — не́бо;
- дОлина — дол;
- лИнейка — ли́ния;
- пИсьмо — пи́сьменный;
- дАрить — пода́рок.
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
- гористый (гора, горный) — у-гор-е-ть (загорать, перегореть, нагорать);
- водитель (водить, вождение) — вод-ный (вод-а, вод-яной).
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Дополнительный материал
Узнаем, являются ли однокоренными слова «белка» и » белить».
Какие однокоренные слова к слову «завод»?
Так как слово ЗАВОД может иметь разные значения (сравни: инструментальный завод и завод часов), то к подбору однокоренных слов надо подходить исходя из значения слова.
1 ЗАВОД: заводской, молокозавод, сырзавод, завод-изготовитель, завод-поставщик, завод-гигант.
2 ЗАВОД: заводить, заводной, заводка, переводить, перевод.
Нахожу однокоренные слова к существ-ому «завод» и записываю их:
завод\\заводской;
завод\\заводик,
завод\\заводище,
завод\\автозавод,
завод\\заводчанин,
завод\\заводчица,
завод\\пивзавод,
завод\\хдебозавод,
завод\\авиазавод,
Однокоренные слова к слову «завод»:
У этого слова не так уж и много однокоренных:заводской, общезаводской,автозаводской.
К существительному ЗАВОД в смысле производственное предприятие однокоренные слова будут: Заводской, Заводик, Заводище, Заводоуправление, Лесозавод, Винзавод, Автозавод, Конезавод, Хлебозавод, Внутризаводской.
Поскольку лексические значения слова «завод» могут различаться, то и однокоренные слова необходимо подбирать к ним по отдельности.
Однокоренные или по другому их можно назвать родственные слова к слову «завод»: заводской, авиазавод, хлопкозавод, заводище, внутризаводской, заводничать, заводоуковский, заводище, завод-поставщик, общезаводской и т.д.
Общий корень всех этих слов «завод».
К слову «завод» можно подобрать следующие однокоренные слова: заводной, заводской, конезавод.
Внутризаводское распоряжение вышло после праздников. Слово «внутризаводское» также однокоренное.
Чтобы надежду свою не изверить
Другим людям начать доверять.
Однокоренными словами оказываются: Жить-Поживать-Живой-Житие-Жизнь.
Следовательно корнем слова Жить будет морфема ЖИ-
Получаем: ЖИ-ТЬ (корень-суффикс/окончание), основа слова: ЖИ-.
Пример предложения: Чтобы жить-поживать спокойно и в достатке, надо наживать добро, а не тратить его налево-направо.
Корень здесь «пад» и однокоренными будут слова- падаль, падалица, выпадение, распад, припадать, упалничество ( и-такое нехорошее слово- падла, ( но оно- литературное: » Этот Василий Алибабаевич, батарею мне на ногу уронил. «))
Дочка подбежала к отцу и показала божью коровку на раскрытой ладошке.
Чтобы выделить окончание, изменю это существитнльное:
поговорю с кем? с дочк-ой.
доченька, дочурка, дочерний.
Значит, корнем вляется морфема доч-.
Соберу все выделенные части слова в итоговую схему:
Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова
Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.
Тема: Родственные слова
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Метапреметные: познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.
3. Актуализация знаний
— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
А) Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(берёза)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит.
(осина)
Надели на палку
Стальную ладошку.
И под ладошку
Сажают картошку.
(лопата)
Неживая, а идет
неподвижна, а ведет.
(дорога)
Вырос в солнечный денек
У лесной дорожки
Ярко-красный огонек
На зеленой ножке
(ягода)
Проверка: сверка с образцом на доске
-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/
— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения
4. Самоопределение к деятельности
— Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша тётка – гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию./
— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
— Среди слов тоже есть родственники.
5. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое родственные слова?/
Упр.77
— Прочитайте текст.
— Теперь прочитаем только выделенные слова.
— Что роднит эти слова? /Предположения детей /
— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?
— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/
Упр.78
— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?
— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.
6. Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам пригнусь.
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
7. Закрепление изученного материала.
— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири-снеговики
Песню просвистели.
— Какие однокоренные слова запомнили? /по снегам, снегири, снеговики, снежные)
— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).
8. Рефлексия.
Работа по карточкам.
— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.
а) Желток, железо, жёлтый.
б) Печурка, печать, печка
в) Носильщик, нос, носатый
Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.
9. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие слова называются однокоренными?
10. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47