Завод однокоренные слова подобрать к нему

Как подобрать к существительному однокоренные слова?

Безударный гласный в корне

Умение подо­брать род­ствен­ное сло­во очень важ­но для пра­виль­но­го напи­са­ния мно­гих слов с без­удар­ным глас­ным в корне. Его мож­но про­ве­рить с помо­щью род­ствен­но­го сло­ва, в корне кото­ро­го сомни­тель­ный глас­ный ста­но­вит­ся удар­ным, например:

  • нЕбесный — не́бо;
  • дОлина — дол;
  • лИнейка — ли́ния;
  • пИсьмо — пи́сьменный;
  • дАрить — пода́рок.

Иногда в сло­вах име­ют­ся похо­жие части слов, кото­рые лег­ко при­нять за один и тот же корень, например:

  • гористый (гора, гор­ный) — у-гор-е-ть (заго­рать, пере­го­реть, нагорать);
  • водитель (водить, вожде­ние) — вод-ный (вод-а, вод-яной).

У этих пар слов име­ют­ся омо­ни­мич­ные кор­ни с раз­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, и такие сло­ва, соот­вет­ствен­но, не явля­ют­ся родственными.

Дополнительный мате­ри­ал
Узнаем, явля­ют­ся ли одно­ко­рен­ны­ми сло­ва «бел­ка» и » белить».

Какие однокоренные слова к слову «завод»?

Так как слово ЗАВОД может иметь разные значения (сравни: инструментальный завод и завод часов), то к подбору однокоренных слов надо подходить исходя из значения слова.

1 ЗАВОД: заводской, молокозавод, сырзавод, завод-изготовитель, завод-поставщик, завод-гигант.

2 ЗАВОД: заводить, заводной, заводка, переводить, перевод.

Нахожу однокоренные слова к существ-ому «завод» и записываю их:

завод\\заводской;

завод\\заводик,

завод\\заводище,

завод\\автозавод,

завод\\заводчанин,

завод\\заводчица,

завод\\пивзавод,

завод\\хдебозавод,

завод\\авиазавод,

Однокоренные слова к слову «завод»:

У этого слова не так уж и много однокоренных:заводской, общезаводской,автозаводской.

К существительному ЗАВОД в смысле производственное предприятие однокоренные слова будут: Заводской, Заводик, Заводище, Заводоуправление, Лесозавод, Винзавод, Автозавод, Конезавод, Хлебозавод, Внутризаводской.

Поскольку лексические значения слова «завод» могут различаться, то и однокоренные слова необходимо подбирать к ним по отдельности.

Однокоренные или по другому их можно назвать родственные слова к слову «завод»: заводской, авиазавод, хлопкозавод, заводище, внутризаводской, заводничать, заводоуковский, заводище, завод-поставщик, общезаводской и т.д.

Общий корень всех этих слов «завод».

К слову «завод» можно подобрать следующие однокоренные слова: заводной, заводской, конезавод.

Внутризаводское распоряжение вышло после праздников. Слово «внутризаводское» также однокоренное.

Чтобы надежду свою не изверить

Другим людям начать доверять.

Однокоренными словами оказываются: Жить-Поживать-Живой-Житие-Жизнь.

Следовательно корнем слова Жить будет морфема ЖИ-

Получаем: ЖИ-ТЬ (корень-суффикс/окончание), основа слова: ЖИ-.

Пример предложения: Чтобы жить-поживать спокойно и в достатке, надо наживать добро, а не тратить его налево-направо.

Корень здесь «пад» и однокоренными будут слова- падаль, падалица, выпадение, распад, припадать, упалничество ( и-такое нехорошее слово- падла, ( но оно- литературное: » Этот Василий Алибабаевич, батарею мне на ногу уронил. «))

Дочка подбежала к отцу и показала божью коровку на раскрытой ладошке.

Чтобы выделить окончание, изменю это существитнльное:

поговорю с кем? с дочк-ой.

доченька, дочурка, дочерний.

Значит, корнем вляется морфема доч-.

Соберу все выделенные части слова в итоговую схему:

Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения

4. Самоопределение к деятельности

— Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша  тётка – гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

— Среди слов тоже есть родственники.

5. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

Упр.77

— Прочитайте текст.

— Теперь прочитаем только выделенные слова.

— Что роднит эти слова? /Предположения детей /

— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?

— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

Упр.78

— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

7. Закрепление изученного материала.

— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири-снеговики

Песню просвистели.

— Какие однокоренные слова запомнили?  /по снегам,  снегири, снеговики, снежные)

— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо, жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: