Зачем нужно изучать морфологию
Морфология – один из разделов лингвистики, которому принадлежит право изучать и контролировать употребление частей речи, а также их грамматических категорий и словоформ. Основным предметом исследования данной науки является слово, которое обладает определенными характеристиками, которые способны изменяться.
Этот раздел русского языка подробно изучается в пятом, восьмом и девятом классах средней школы. Без знания морфологии адекватное употребление русского языка не представляется возможным.
Отсутствие знаний о частях речи оказывает существенное влияние на грамотность человека, особенно письменную. Правила правописания основываются на способности определения частиречной принадлежности слова.
В качестве примера можно рассмотреть правило постановки мягкого знака в конце словоформы. В том случае, если изучается существительное третьего склонения, то «ь» ставится в конце слова (мать, ночь). Если же слово является прилагательным в краткой форме (всемогущ, зыбуч), то данный знак не пишется.
Всего в русском языке выделяют одиннадцать частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие, союз, частица и междометие. Авторы сборника «Русская грамматика», который был написан в 1980 году, выделяют также слово категории состояния
Именно поэтому очень важно уметь не только различать их, но и обладать знаниями об их категориях. В частности, существительное и прилагательное обладают словоизменительными категориями рода, числа, падежа; глагол – категориями числа и лица
Наречие же вовсе ими не обладает.
Кроме того, знание морфологии помогает сформировать грамотность при использовании пунктуационных знаков. В частности, деепричастия и причастия часто входят в состав одноименных оборотов, которые обязательно должны на письме обособляться. В качестве учебника, подробно раскрывающего суть данной науки, лингвисты предлагают сборник «Русская грамматика» (часто его называют «Грамматика-80»).
А11
В этом задании нужно определить лексическое значение многозначного слова. Обратись к контексту, в котором слово употреблено. При толковании поможет как общая тема текста, так и ближайший контекст слова.
Потренируйся.
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.
А8 Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?
1) не покрывалась
2) не покрывалась морем
3) которая не покрывалась морем
4) которая не покрывалась
А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
А10 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.
1) неровности
2) уступы
3) сооружение в виде ряда ступеней
4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.
А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) инструменты исполняют (предложение 2)
2) наблюдать (предложение 5)
3) можно наблюдать (предложение5)
4) появится кривая (предложение 6)
А9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложноподчиненное
А10 Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.
1) 5 2) 2 3) 6 4) 4
А11 Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.
1) то, что дает начало чему-либо
2) естественный выход подземных вод на поверхность
3) тот, кто сообщает какие-либо сведения
4) первый момент какого-либо явления Ответы: А8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
1) 4
2) 3
А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.
1) 1
2) 4
А10. Части речи.
1) 4
2) 3
А11. Лексическое значение слова.
1) 4
2) 4
Рекомендуем:
Как в общем случае производится разбор
Должны быть указаны следующие моменты:
- к какой части речи относится конкретное слово;
- начальная форма;
- постоянные и непостоянные признаки;
- какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.
Это общие моменты, которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.
Имя существительное
Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:
- первоначальная форма;
- нарицательное или собственное;
- одушевленное или нет;
- число, единственное или множественное;
- склонение;
- женский или мужской род;
- падеж и роль в предложении.
Например: «Человек ест пиццу». Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.
Глагол
Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:
- начальная форма;
- переходный либо непереходный;
- возвратный или невозвратный;
- наклонение;
- время — прошедшее, настоящее или будущее;
- род и лицо;
- число;
- какую роль играет в предложении.
Рассмотрим пример: «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий». Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.
Причастие
Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:
- изначальная форма;
- является страдательным или действительным;
- время и вид причастия;
- возвратное оно или нет;
- для страдательного причастия — краткое или полное;
- в полном причастии указывается падеж;
- причастие в единственном числе потребует определения рода;
- число и роль слова в предложении.
Пример: «Осматриваю видавшую виды местность». Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.
Деепричастие
Иногда эту часть речи считают особым видом глагола. Разбор такого слова:
- какая часть слова;
- изначальная форма;
- изменяемо оно или нет;
- вид разбираемого слова;
- роль в предложении.
Разберем: «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней». Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.
Наречие
Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.
Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей:
- изначальная форма;
- местоимение или знаменательное;
- разряд наречия;
- при наличии степень сравнения;
- роль в предложении.
Пример: «Тучи сгустились очень низко, все потемнело». Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.
Разбор прилагательного
Определяете его начальную форму. Далее выясняем, к какому виду относится прилагательное: качественное, относительное или притяжательное. Затем определяется род, падеж, число, степень сравнения и синтаксическую роль.
Пример: «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.
Числительное
Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.
Например: «Прошло два месяца». Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.
Образцы морфологического разбора разных частей речи
Для начальной и средней школы образцы разные. В средней школы темы расширяются и усложняются, добавляются новые пункты в разбор. Я приведу лишь примеры разборов для начальной школы.
Имя существительное
- Часть речи
- Начальная форма (И.п и единственное число)
- Одушевлённое или неодушевлённое
- Собственное или нарицательное
- Род
- Падеж
- Число
- Роль в предложении
Имя прилагательное
При разборе важно найти существительное, к которому оно относится. Признаки прилагательного напрямую будут зависеть от признаков этого существительного
- Часть речи
- Начальная форма (И.п., м.р., ед.ч.)
- Род (только в ед.ч.)
- Число
- Падеж
- Член предложения
Глагол
- Часть речи
- Начальная форма (поставить вопрос «что делать?» или «что сделать?»)
- Спряжение
- Время
- Число
- Лицо (для наст.и бущ.вр.)
- Род (только для прош.вр.)
- Роль в предложении
Каково значение слова «зачем» в современном русском языке?
Слово «зачем» является наречием в русском языке и имеет несколько значений. В основном, оно используется для выражения цели или причины.
Например, в вопросе «зачем ты идешь в магазин?» слово «зачем» указывает на то, что спрашивающий интересуется, с какой целью человек направляется в магазин. А в вопросе «зачем ты не пришел на встречу?» оно выражает причину отсутствия человека на встрече.
Кроме того, слово «зачем» может употребляться для выражения нежелательности какой-либо ситуации или действия. Например, «зачем мне это нужно?» — здесь «зачем» выражает нежелание или непонимание необходимости чего-либо.
Также, «зачем» может использоваться для обращения к человеку с вопросом о цели его действий. Это наиболее распространенное употребление слова «зачем» в разговорной речи.
В целом, значение слова «зачем» в современном русском языке универсально и может использоваться в самых различных контекстах для выражения цели, причины или нежелательности какой-либо ситуации.
Часть речи слова «зачем» и ее значение: экспертный разбор
Слово «зачем» является местоимением-наречием. Оно используется для выражения причины, цели или намерения действия. Это слово очень часто употребляется в вопросительных предложениях, в которых просится объяснить, по какой причине необходимо совершить то или иное действие. Однако «зачем» также может использоваться в утвердительных предложениях для выражения своих сомнений в том, имеет ли какое-либо действие смысл или нужно его совершать.
Кроме того, «зачем» может использоваться для указания на необходимость совершения действия для достижения цели. Например, «Я изучаю английский язык, потому что я хочу работать в международной компании. Зачем мне это? Чтобы повысить свои шансы на успех в карьере».
В целом, понимание части речи и значения слова «зачем» очень важно для корректного использования русского языка. Кроме того, знание этого слова может помочь в повседневной жизни, позволяя легче задавать вопросы, получать необходимую информацию и лучше продумывать свои действия