ВСЕГДА — Морфологический разбор слова часть речи, начальная форма

Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, числительного, местоимения 6 класс ладыженская

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор — это определение постоянных и непостоянных признаков глагола. При морфологическом анализе мы указываем:

  1. Часть речи — что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальную форму (инфинитив).
  3. Постоянные признаки.
  4. Непостоянные признаки.
  5. Синтаксическую роль (то, каким членом в предложении является глагол).

Что важно помнить при морфологическом анализе глагола?К постоянным признакам глагола относятся:— совершенный/несовершенный вид,— переходность/непереходность,— возвратность/невозвратность,— спряжение.К непостоянным признакам глагола относятся:— наклонение,— время,— лицо,— множественное/единственное число,— род.В предложении глагол может выступать в роли:— сказуемого (он рисует),— подлежащего (жить – Родине служить),— определения (желание (какое?) съесть тортик),— дополнения (она попросила (о чем?) помочь),— обстоятельства (мы поехали (зачем?) потанцевать). Разберем для примера слово «пролетел» из предложения «И пролетел который день, я не заметил»:

Разберем для примера слово «пролетел» из предложения «И пролетел который день, я не заметил»:

Постоянные признаки:

  • совершенный вид,
  • непереходный,
  • невозвратный,
  • I спряжение.

Непостоянные признаки: 

  • изъявительное наклонение,
  • прошедшее время,
  • 3 лицо,
  • единственное число, 
  • мужской род.

Как правило, если в школьном задании вас просят провести морфологический анализ слова, то требуется написать следующее:

Пролетел – глагол (что сделал?), начальная форма – пролететь, глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, I-го спряжения, изъявительного наклонения, прошедшего времени, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, в предложении является сказуемым. 

Время

В русском языке у нас всего три времени. Здесь, в отличие от некоторых иностранных языков, нам повезло — вспоминаем километровые таблички времен в английском.

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи, выражается посредством личных окончаний глаголов -ет, -ю, -ишь и т.д.: 

Примеры: блистаю, сверкаешь, сияет.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи. Простая форма будущего времени образуется от глаголов совершенного вида с приставкой.

Примеры: пересмотрю, заработаю, проделаю.

Для образования сложной формы глагола будущего времени мы прибавляем вспомогательный глагол «быть».

Примеры: буду зажигать, будем кататься, будешь думать.

Прошедшее время указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи. Оно образуется при помощи добавления суффикса -Л- к глаголу.

Примеры: презентовал, подарили, заметила.

Как сделать морфологический разбор существительного пошагово?

Морфологический разбор им. сущ. заключается в выявлении и фиксации присущих ему признаков. Помимо этого перечня в разбор должно входить общее грамматическое значение слова (означает ли оно предмет, явление, живое существо и т.д.) и указание на его синтаксическую роль в предложении.

С точки зрения синтаксиса имена существительные могут выступать как главными, так и второстепенными членами предложения. Именно поэтому проводить разбор необходимо, отталкиваясь от конкретной фразы, в которой применяется слово. 

Удобнее всего разбирать существительные по следующему плану. 

  1. Указываем, к какой части речи относится слово, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как выглядит в начальной форме. 
  2. Указываем постоянные морфологические признаки слова – род, склонение, одушевленность, нарицательность. Отмечаем лексико-грамматическую группу, к которой принадлежит слово. 
  3. Указываем непостоянные признаки им. сущ. – число и падеж. 
  4. Отмечаем синтаксическую роль слова в предложении, в котором оно используется. 

Пример разбора

Возьмем предложение «Мы отправились на болото за клюквой» и проведем разбор слова «клюква» по описанному плану. 

  1. «За клюквой» — существительное, отвечает на вопрос «за чем?», обозначает предмет. В начальной форме выглядит как «клюква». 
  2. Постоянные признаки слова: 
    • род – женский;
    • склонение – 1;
    • одушевленность – неодушевленное;
    • нарицательность – нарицательное;
    • лексико-грамматическая группа – вещественное. 
  3. Непостоянные признаки слова: 
    • число – единственное;
    • падеж – творительный. 
  4. Синтаксическая роль в предложении – дополнение. 

Приведем еще один пример. Возьмем слово «книга» из предложения «На полке стояла книга». 

  1. «Книга» — существительное, отвечает на вопрос «Что?», обозначает предмет. Используется в предложении в своей начальной форме. 
  2. Постоянные признаки слова: 
    • род – женский;
    • склонение – 1;
    • одушевленность – неодушевленное;
    • нарицательность – нарицательное;
    • лексико-грамматическая группа – вещественное. 
  3. Непостоянные признаки слова: 
    • число – единственное;
    • падеж – именительный. 
  4. Синтаксическая роль в предложении – подлежащее. 

Возвратность и переходность

Возвратность — это такой признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Как появились возвратные глаголы?Представим раннее утро. Вы сладко потягиваетесь в кровати под раздражающий звон будильника. «Надо умыть себя, одеть себя и отправить на учебу тоже любимого себя», — думаете вы.Нет, вы абсолютно точно думаете не так, потому что вы — наши читатели — знаете, что грамотным быть модно. Но когда-то давно речь людей не была такой правильной и четко выверенной по словарю, и они вполне могли допустить подобные мысли.Со временем дистанция между глаголом и местоимением начала сокращаться, а потом и вовсе исчезла. Местоимение себя прилипло к глаголу и превратилось в -ся.Представляете, как обрадовались собаки?

Возвратные глаголы работают как бумеранги: они возвращают действие к лицу. Такие глаголы образуются с помощью постфиксов —СЯ и -СЬ.

Невозвратные глаголы это, соответственно, все остальные, которые не имеют -СЯ/-СЬ.

Возвратность глагола тесно связана с другим постоянным грамматическим признаком — с переходностью.

Глагол называется переходным, если: 

  • глагол обозначает действие, которое направлено на предмет, связано с ним (действие переходит на объект);
  • глагол употребляется с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога.

Примеры: выпить чаю, чувствовать холод, чесать собаку, нести пургу.

Другие глаголы являются непереходными. Если глагол стоит с существительным или местоимением в винительном падеже, то связаны они будут только благодаря предлогу. 

Примеры: сесть на диван, ходить на занятия, радоваться, увеличиваться.

Важно: все возвратные глаголы являются непереходными, а невозвратные могут быть как переходными, так и непереходными. Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

выпить чаю → чай выпит чувствовать холод → холод чувствуется

С непереходными этот трюк провернуть не получится.

Мы подготовили для вас алгоритм, который поможет без проблем определить переходность:

Как делать, порядок

Чтобы не запутаться в грамматических категориях, следует придерживаться определенного алгоритма размышлений.

Нужно помнить, что морфологический разбор любой части речи состоит из трех важных пунктов, которые отмечают, как правило, римскими цифрами. Это обозначение части речи и ее значение, морфологические признаки, которые у изменяемых частей речи делятся на постоянные и непостоянные, а также синтаксическая роль. Анализ морфологических признаков нужно начинать с указания на начальную форму, если это возможно. Под синтаксической ролью подразумевается член предложения, которым является слово в контексте.

Весь разбор оформляется в столбик. После того как будет указана часть речи (прилагательное) и ее значение (признак предмета), нужно отметить начальную форму. В данном случае это будет форма единственного числа, именительного падежа и мужского рода: красивый, умный и так далее.

За начальной формой следуют постоянные признаки, то есть разряд: качественные, относительные, притяжательные.

После этого делаем акцент на непостоянных признаках: род, число, падеж. И завершающим этапом считается синтаксическая роль. 

К тому же только они имеют степени сравнения, которых выделяют две: сравнительную и превосходную. Каждая из них имеет две формы: простую (состоит из одного слова) и составную (состоит из двух слов).

Сравнительная степень показывает проявление признака в сравнении с другим предметом: вкусный — вкуснее. Ее простая форма образуется с помощью суффиксов -ее- (мудрее), -е- (выше). Для образования составной формы присоединяются слова «более», «менее»: более умный.

Превосходная степень показывает проявление признаков наивысшей степени: наимудрейший. Ее простая форма сможет быть образована либо суффиксальным способом (добавляются морфемы -айш-\-ейш-), либо приставочно-суффиксальным (через присоединение приставки наи- и суффиксов -айш-\-ейш-). Для образования составной превосходной нужно добавить слово «самый».

Прилагательные, которые находятся в полной форме, могут быть как определениями, так и именной частью составного именного сказуемого: «Хороший день» и «День хороший».

В первом случае слово «хороший» будет определение, поскольку находится перед определяемым словом. Во втором случае оно будет сказуемым, так как находится за определяемым словом.

Фактчек

  • Глаголы обозначают действие, а также имеют постоянные и непостоянные признаки. К постоянным признакам глагола относятся вид, переходность, возвратность, спряжение; к непостоянным – наклонение, время, лицо, род, число.
  • Переходные глаголы сочетаются с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога.
  • Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.
  • Существуют разноспрягаемые глаголы, имеющие признаки разных спряжений.
  • Глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ не имеют спряжения.
  • У глаголов в условном наклонении нет времени и лица.
  • Инфинитив может выступать в роли любого члена предложения.
  • Глагол класть употребляется только без приставки, а глагол положить – только с ней.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: