§1. Общая характеристика имени существительного
Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение – «предмет». К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Кто? , Что?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
- изменяемые – число, падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.
Ребята любят каникулы.
В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:
– Cергей! — зовёт меня мама со двора.
(Сергей – обращение)
К сожалению, пора идти делать уроки.
(К сожалению – вводное слово)
§5. Род
Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.
В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются. У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать , брат – сестра, муж — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом. У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан , море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.
Морфологическим показателем рода являются окончания.Если у слова окончания:
а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?
Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная. По-русски можно сказать:Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.
К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.
Как определить род у неизменяемых слов?
В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:
Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.
Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:
Миссисипи широка и полноводна.
Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.
§6. Склонение
Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.
Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.
К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание .
Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание , гений , Алексей .
К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.
Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.
Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий лекция, здание, гений.
Как правильно обозначить окончания в таких словах?
Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и — гласная, обозначают два звука? Лекция – , здание – , причем звук – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание , в словах типа здание – , а в словах типа гений – нулевое окончание.
Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.
Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.
Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.
Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.
Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных
«Вощить» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: вощить — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- II спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?вощилЧто делаю?вощуЧто буду делать?буду вощить | Что делал?вощилЧто делаешь?вощишьЧто будешь делать?будешь вощить | Что делал?вощилЧто делает?вощитЧто будет делать?будет вощить |
Женский род (ед. число) | Что делала?вощилаЧто делаю?вощуЧто буду делать?буду вощить | Что делала?вощилаЧто делаешь?вощишьЧто будешь делать?будешь вощить | Что делала?вощилаЧто делает?вощитЧто будет делать?будет вощить |
Средний род (ед. число) | Что делало?вощилоЧто делаю?вощуЧто буду делать?буду вощить | Что делало?вощилоЧто делаешь?вощишьЧто будешь делать?будешь вощить | Что делало?вощилоЧто делает?вощитЧто будет делать?будет вощить |
Множественное число | Что делали?вощилиЧто делаем?вощимЧто будем делать?будем вощить | Что делали?вощилиЧто делаете?вощитеЧто будете делать?будете вощить | Что делали?вощилиЧто делают?вощатЧто будут делать?будут вощить |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
§7. Число
Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи. Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.
Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.
Существительные, имеющие форму единственного числа:
- собирательные: дворянство, ребятня
- вещественные: золото, молоко, простокваша
- абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
- некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург
Существительные, имеющие форму множественного числа:
- собирательные: всходы
- вещественные: сливки, щи
- абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
- некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
- некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота
Запомни:
Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.
§8. Падеж
Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:
- Именительный
- Родительный
- Дательный
- Винительный
- Творительный
- Предложный
Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:
- И.п. – кто?, что?
- Р.п. – кого?, чего?
- Д.п. – кому?, чему?
- В.п. – кого?, что?
- Т.п. – кем?, чем?
- П.п. – (о) ком?, (о) чём?
Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.
Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).
Все ли существительные изменяются по падежам?
Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.
Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.
Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:
- (1) кто?, что? — какаду – И.п.
- (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
- (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
- (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
- (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
- (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.
В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.
Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.
§3. Нарицательные – собственные имена существительные
Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет. Сравните существительные:
- ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
- Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные
Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:
- конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
- абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
- вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
- собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель
К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.
§4. Одушевлённость — неодушевлённость
Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».
- Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
- Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех
Для морфологии важно, что
- во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
- в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)
У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.
Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом 3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
- склонение;
4. Непостоянные признаки:
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример устного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)
3. Постоянные признаки:
- существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
- существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
- существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица .
- существительное первого склонения, т.к. имеет окончание — а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
- существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу .
- существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу .
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
- Птицу — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица.
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
- птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц 3 .
Птиц
- Птиц — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
- птиц
Дано предложение: Шахматы 3 — сложная, но интересная игра.
- Шахматы — сущ. (что?).
- Н. ф. — шахматы
- Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
- Мн. ч., И. п.
- Шахматы
Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/33