Разбор слова «вместе»

Морфологический разбор слова: признаки самостоятельных частей речи

Слово «между» — это предлог

В лите­ра­тур­ной речи это сло­во упо­треб­ля­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла, а так­же с воз­врат­ным место­име­ни­ем в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа:

С помо­щью сло­ва «меж­ду», упо­треб­лен­но­го в падеж­ных фор­мах суще­стви­тель­ных, созда­ет­ся зави­си­мость одних слов от дру­гих в пред­ло­же­нии, кото­рое оформ­ля­ет­ся в связ­ное высказывание.

Обозначенные слу­жеб­ные функ­ции при­над­ле­жат пред­ло­гам. Определим, что такое пред­лог в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Теперь сде­ла­ем вывод о том, к какой части речи при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щее нас слово.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от слов дру­гих частей речи и непро­из­вод­ны­ми. «Между» — это непро­из­вод­ный пред­лог, как и сле­ду­ю­щие сло­ва этой части речи:

При соче­та­нии с место­име­ни­я­ми тре­тье­го лица рас­смат­ри­ва­е­мый пред­лог тре­бу­ет появ­ле­ния началь­но­го «н» в этих словах:

Посмотрим, в каких слу­ча­ях он используется.

Какая часть речи слово «между»?

Слово «меж­ду» — это слу­жеб­ная часть речи пред­лог, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в фор­мах тво­ри­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа существительных.

Чтобы выяс­нить, какая часть речи сло­во «меж­ду» в рус­ском язы­ке, опре­де­лим, с какой целью оно исполь­зу­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Рассматриваемое сло­во не обо­зна­ча­ет пред­мет (кни­га, доб­ро­та) как имя суще­стви­тель­ное, при­знак пред­ме­та (горь­кий, заячий) как имя при­ла­га­тель­ное, коли­че­ство и поря­док при счё­те (шесть, девя­те­ро, пер­вый) как чис­ли­тель­ное, дей­ствие или состо­я­ние (при­вин­тить, осо­знать) как гла­гол. Указанные сло­ва име­ют общее зна­че­ние и обла­да­ют посто­ян­ны­ми и непо­сто­ян­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, то есть изме­ня­ют­ся, а так­же исполь­зу­ют­ся с опре­де­лен­ной син­так­си­че­ской ролью в пред­ло­же­нии. Все эти при­зна­ки в сово­куп­но­сти поз­во­ля­ют груп­пи­ро­вать их в соот­вет­ствии с лексико-грамматическими клас­са­ми, кото­рые назы­ва­ют­ся зна­ме­на­тель­ны­ми частя­ми речи.

Слово «меж­ду» не име­ет посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, то есть оно не изме­ня­ет­ся. К нему невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос. Оно не явля­ет­ся в оди­ноч­ку чле­ном пред­ло­же­ния. Эти при­зна­ки поз­во­ля­ют отне­сти его к слу­жеб­ным (незна­ме­на­тель­ным) частям речи.

Выясним, сло­вом какой слу­жеб­ной части явля­ет­ся ана­ли­зи­ру­е­мое слово.

Как подчёркивается «между» в предложении?

Самостоятельно это пред­лог, как слу­жеб­ная часть речи, не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. К нему и от него невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос. В пред­ло­же­нии пред­лог высту­па­ет в един­стве с тем сло­вом, падеж­ную фор­му кото­ро­го обра­зу­ет. Он под­чёр­ки­ва­ет­ся вме­сте с тем сло­вом, с кото­рым исполь­зу­ет­ся. Поскольку этот пред­лог ука­зы­ва­ет на про­стран­ство или вре­мен­ной про­ме­жу­ток, чаще все­го вме­сте с суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) явля­ет­ся обсто­я­тель­ством и соот­вет­ствен­но под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка- штрих-точка».

«Вместе с» — это предлог

В кон­тек­сте обра­тим вни­ма­ние на это сло­во, кото­рое име­ет после­ду­ю­щий пред­лог «с». Это соче­та­ние упо­треб­ля­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми (лич­ны­ми место­име­ни­я­ми) в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа:

В такой ситу­а­ции рас­смат­ри­ва­ем «вме­сте с» как про­из­вод­ный состав­ной пред­лог, кото­рый участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии падеж­ной фор­мы име­ни. Он не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не явля­ет­ся пол­но­цен­ным чле­ном пред­ло­же­ния, а толь­ко с тем сло­вом, падеж­ную фор­му кото­ро­го создает.

Поупражняемся в раз­ли­че­нии наре­чия как само­сто­я­тель­ной части речи, пояс­ня­ю­щей гла­гол, и слу­жеб­ной части речи предлога.

Слово «вместе» — это наречие

Рассмотрим, что обо­зна­ча­ет это сло­во и какие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в высказывании:

Эта лек­се­ма не изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам или родам и лицам. Она при­мы­ка­ет к гла­го­лу и, обо­зна­чая при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

В выска­зы­ва­нии это сло­во явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния обстоятельством.

Неизменяемость и сово­куп­ность выяв­лен­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков ясно ука­зы­ва­ют, что это сло­во явля­ет­ся наре­чи­ем, кото­рое име­ет ряд значений:

Укажем так­же, что в пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ет­ся нареч­ное выра­же­ние «вме­сте с тем»:

Отличаем это наре­чие от слу­жеб­ной части речи «вме­сте с».

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Какая часть речи слово «вместе»?

Слово «вме­сте» — это само­сто­я­тель­ная часть речи наре­чие. Отличаем его в кон­тек­сте от про­из­вод­но­го пред­ло­га «вме­сте с» (кем-либо или чем-то).

Какая часть речи сло­во «вме­сте» в рус­ском язы­ке, опре­де­лим, выяс­нив его грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки и син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. В соот­вет­ствии с ука­зан­ны­ми кри­те­ри­я­ми сло­ва, назы­ва­ю­щие пред­мет (кто? уче­ник, что? доро­га) отно­сят к име­ни суще­стви­тель­но­му, а сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние (что делать? убе­гать, что сде­лать?раз­мыш­лять), — к само­сто­я­тель­ной части речи глаголу.

Аналогично с этой точ­ки зре­ния иссле­ду­ем инте­ре­су­ю­щее нас слово.

Употребление предлога «между»

Согласно мор­фо­ло­ги­че­ским нор­мам совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка пред­лог «меж­ду» исполь­зу­ет­ся с падеж­ной фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных. Формы роди­тель­но­го паде­жа явля­ют­ся арха­ич­ны­ми и при­су­щи раз­го­вор­ной речи:

Формы роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных сохра­ни­лись во фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тах:

Укажем основ­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния рас­смат­ри­ва­е­мо­го предлога:

1. в про­стран­ствен­ном зна­че­нии ука­зы­ва­ет на поло­же­ние пред­ме­та сре­ди дру­гих или место действия:

2. ука­зы­ва­ет на рас­по­ло­же­ние меж­ду дву­мя объектами:

3. ука­зы­ва­ет на про­ме­жут­ки вре­ме­ни, в кото­рые что-то происходит:

4. ука­зы­ва­ет на груп­пу вза­и­мо­дей­ству­ю­щих меж­ду собой лиц, пред­ме­тов, явлений:

5. с помо­щью пред­ло­га срав­ни­ва­ет­ся, сопо­став­ля­ет­ся груп­па лиц, пред­ме­тов или явлений:

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

Вошел (что сделал?) — глагол;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: