Примеры и комментарии

Морфологический разбор существительного 4 класс: образец, памятка – наумёнок

Запятые с «в связи»

Чтобы уже до конца познакомиться с «в связи», рассмотрим, как оно обособляется в предложении.

Запятые с ним ставятся в следующих случаях:

  • если конструкция находится между подлежащим и сказуемым, разрывает основу предложения — Маленькие дети, в связи с участившимися случаями простуды, отправлены на карантин (здесь запятая перед словом и после всего оборота, в котором оно находится);
  • если это распространённый оборот — Учёные не представляют себе, в связи с тревожной и неустойчивой обстановкой, как вести себя с результатами своих исследований (запятая перед словом и после всего оборота);
  • если оборот с «в связи с» является уточнением какого-либо факта, тогда он даже интонационно выделяется — Нам всем, в связи с опасной ситуацией в мире, были выданы маски для защиты (запятая перед словом и после всего оборота);
  • также допустимо использование авторской расстановки знаков препинания, если того требует замысел автора.

Запятая перед «в связи» не ставится, если перед нами сочетание предлога «в» с существительным «связи» — Было что-то предосудительное в связи этих людей.

Но, если после «в связи» идёт придаточное предложение с союзом «который», либо его другой формой, то запятая ставится перед этим союзом — Было что-то предосудительное в связи, которая вызывала негодование у всех.

Запятая не ставится в устойчивых оборотах речи, как то: «в связи с… прошу…», «в связи с… говорю…» и т.п. — В связи с вышеизложенным прошу меня уволить.

Итак, мы знаем теперь всё о «в связи» — слитно или раздельно, как пишется, как обособляется в предложении. Если что-то не учли, напишите в форме комментариев, буду благодарна дополнить статью важным материалом.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании  засохший лист  главное слово —  лист. Лист   (какой?)  засохший. Засохший  — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Письменный разбор.

Частица

Дай-ка я подойду поближе: я хотела бы получше рассмотреть вон ту картину, хотя едва ли это возможно – народу здесь почти целый зал.

Примеры разбора частиц: -ка, бы, вон, едва ли, почти

 -ка

1) Частица,2) постоянные признаки: формообразующая,3) членом предложения не является

бы

1) Частица,2) постоянные признаки: формообразующая,3) членом предложения не является

вон

1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (указательн.),3) членом предложения не является

едва ли

1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (сомнение),3) членом предложения не является

почти

1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (уточняющая),3) членом предложения не является

Значение

«В связи с» падежный предлог морфологически, а семантически – причинный. В таковом качестве указывает на причинно-следственные связи и/или отношения (что из чего следует, что отчего происходит). Употребляется преимущественно в формализованной (официальной, «казённой») речи:

  • «В связи с эпидемиологической опасностью в школе объявляется двухнедельный карантин».
  • «В связи с вышеизложенным прошу отстрочить мне выплату очередного взноса в погашение задолженности по ипотеке».
  • «Прошу вас предоставить мне внеочередной отпуск в связи с семейными обстоятельствами».

Употребление «в связи с» в литературной речи делает ее суховатой, эмоционально слабо выразительной, мало трогательной. Правда, у Л. Н. Толстого в «Войне и мире» есть пример обратного свойства: «Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея». Но это ж надо быть Львом Толстым, чтобы так владеть языком. По аналогии можно припомнить слова Марка Галлая: «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что в принципе летать способно, и с некоторым затруднением на том, что в принципе летать не может».

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 529,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 185,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Порядок морфологического разбора местоимения

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.II. Морфологические признаки.   1. Начальная форма (именительный падеж единственно-о числа).   2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений).   3. Непостоянные признаки: а) падеж (если есть); б) число (если есть); в) род (если есть).III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

К кому-то3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

Устный разбор

(К) кому-то — местоимение.Во-первых, оно указывает на лицо: принесли (к ком у?) (к) кому-то.Начальная форма — кто-то.Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: неопределённое.Здесь употреблено в дательном падеже — это его непостоянный признак.В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

(К) кому-то — мест. I. Принесли (к кому?) (к) кому-то.Н. ф. — кто-то.II. Пост. — неопределён.; непост. — дат. п.III. (К  кому?) к кому-то (принесли).

Распечатывайте с узкими полями, тогда все войдет на 1 лист А4.

План анализа частей речи

Перейдём от слов к делу и рассмотрим, какие аспекты нужно отразить в разборе на примере существительного, прилагательного и глагола. Воспользуемся алгоритмом действий.

После определения части речи ставим слово в начальную форму:
Существительное – И.п.(кто? что?) и ед. ч. Прилагательное – И.п. (какой?) и ед. ч. Глагол – инфинитив (что делать? что сделать?)

Вспоминаем, какие признаки у этих частей речи постоянные:
Сущ. – собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение. Прил.– качественное/ относительное/ притяжательное. Гл.– вид, спряжение, (не)возвратный, (не)переходный.

Далее нужно перечислить непостоянные:

Сущ. – число, падеж. Прил. – то же самое, но ещё добавляется род, форма (полная или краткая) и степень сравнения для качественных прилагательных

Гл.– остаётся число, далее наклонение, время, лицо.
Важно! У инфинитива нет непостоянных признаков, эта форма неизменяемая. У глагола в пр

вр. ед. ч. нельзя определить лицо, только род. В наст. вр. и буд. вр. можно.

Внимательно смотрим на текст, с помощью вопросов находим взаимосвязь слов в предложении и делаем вывод, главный это член или второстепенный. Подчёркиваем.

Производный предлог «в связи» — слитно или раздельно?

Это, пожалуй, один из редких случаев, когда принадлежность к разным частям речи не даёт права писать «в связи» двумя вариантами. Вообще, конечно, есть производные предлоги, которые пишутся всегда слитно, другие же всегда раздельно.

Приведу пример — «навстречу» и «на встречу». Тут допускаются два варианта, зависящие от принадлежности к части речи.

Но предлог «в связи» пишется всегда раздельно, и это нужно просто запомнить. Производный отымённый предлог «в связи» можно заменить на «из-за» или наречное сочетание «по причине». Ударным слогом является последний, акцентируем на И.

Примеры:

  • В связи с отсутствием признаков заболевания, всех отпустили по домам.
  • Мы долго решали эту задачу, в связи с тем, что учитель не разъяснил нам, как она решается.

Обратим внимание, что здесь даже даже два предлога используется — «в» перед словом и «с» после него. Получается такое устойчивое выражение (фразеологизм), после которого далее идущее существительное или местоимение ставятся в творительный падеж

Образцы разбора

I.  Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • вещественное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • творительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.

I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • средний род
  • II склонение

б) непостоянные признаки:

  • родительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).

Слово «неба» поясняет  существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:

синева (чья?) неба.

Синева неба = небесная синева.

I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • множественное число
  • склоняется как существительное множественного числа

б) непостоянные признаки:

предложный падеж

III. Синтаксическая роль — обстоятельство.

I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • одушевленное
  • конкретное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • винительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.

Наречие

Сначала дети дома прилежно учились говорить по-французки, а потом поступали в гимназии: там все вокруг свободно разговаривали на нескольких языках.

Примеры разбора наречий: сначала, дома, прилежно, по-французски, там, вокруг, свободно

сначала

1) Наречие,2) постоянные признаки: времени, знаменательное;3) учились (когда?) сначала

дома

1) Наречие,2) постоянные признаки: места, знаменательное;3) учились (где?) дома

прилежно

1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3) учились (как?) прилежно

по-французки

1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3) говорить (как?) по-французки

там

1) Наречие,2) постоянные признаки: места, местоименное;3) разговаривали (где?) там

вокруг

1) Наречие,2) постоянные признаки: места, знаменательное;3) разговаривали (где?) вокруг

свободно

1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3)разговаривали (как?) свободно

План разбора глагола

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      • Спряжение

      Непостоянные признаки:

      • Наклонение в зависимости от вопроса:
        • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
        • Повелительное — что делай?
        • условное — что делал бы? что сделал бы?
      • Число
      • Время (если есть)
      • Лицо (если есть)
      • Род (если есть)
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор глагола «стали» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

Источник статьи: http://morfologicheskij-razbor.ru/glagol/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: