Морфологический разбор числительного: отличие от других частей речи, план, примеры

Морфологический разбор слова: признаки самостоятельных частей речи

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Грамматические признаки имени числительного

Имена чис­ли­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию и струк­ту­ре. Постоянными при­зна­ка­ми слов этой части речи явля­ет­ся

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное или поряд­ко­вое);
  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные име­ют раз­ряд: целое, дроб­ное или соби­ра­тель­ное;
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное).

Имена чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам, а коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные «один», «два», «пол­то­ра» , соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «оба» — по родам:

  • один миг, одна дата, одно сло­во;
  • два листа, две розы;
  • пол­то­ра дня, пол­то­ры мину­ты.

Категории рода, чис­ла и паде­жа явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми при­зна­ка­ми чис­ли­тель­ных.

Начальная фор­ма коли­че­ствен­но­го чис­ли­тель­но­го — это фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа.

Порядковые чис­ли­тель­ные по сво­ей грам­ма­ти­че­ской фор­ме похо­жи на при­ла­га­тель­ные, поэто­му их началь­ной фор­мой явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода (пер­вый, сотый).

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре учтём, что име­на чис­ли­тель­ные часто обра­зу­ют неде­ли­мые соче­та­ния с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, а так­же упо­треб­ля­ют­ся с пред­ло­га­ми, так что выпи­сы­ва­ем имя чис­ли­тель­ное с суще­стви­тель­ным и пред­ло­гом. Эти соче­та­ния явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния.

Числительное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством).

Составим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра чис­ли­тель­но­го.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Отглагольные прилагательные — это особенная группа внутри прилагательных и причастий, которая создает большие трудности в понимании и выборе правописания. Попробуем разобраться.

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу (т.е. ни от чего не образованы) или образованы от существительных.

  • Робкий — прилагательное, непроизводное,
  • Солнечный — образовано от существительного солнце.

Причастие обозначает признак, привязанный к действию. Бегущий — от глаг. бежать.

А отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, связанный с действием. Каким образом?

Тут следует учесть, что похожие на отглагольные прилагательные причастия (а это страдательные причастия прошедшего времени) всегда образуются от глаголов совершенного вида, т.е. обозначают признак уже совершенного над ними действия:

  • Решённая задача ← задача, которую уже решили,
  • Написанное сочинение ← сочинение, которое написали и т.д.

А вот слова, которые принято называть отглагольными прилагательными, образованы от глаголов несовершенного вида.

  • Печёный пирог ← пирог, который пекли (печь, несов. вид).
  • Жареная рыба ← рыба, которую жарили ( жарить, несов. вид) и т.д.

Казалось бы, они должны обозначать действие, которое имеет ещё не завершенный результат. Но на самом деле печёный (пирог) и жареная (рыба) — это процессы (действия), которые уже завершены. Значит, прямой зависимости между глаголом несовершенного вида и отглагольным прилагательным нет. И слово указывает на уже завершённый процесс. Вот такие слова и принято называть отглагольными прилагательными.

Теперь разберёмся с их написанием.

Правило гласит, что у отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н:

Сушёные грибы, мороженые овощи, тушёные овощи и т.п.

Наоборот, у причастий, похожих на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН:

  • тушёНые овощи и тушёННые для гарнира овощи,
  • или: морожеНые ягоды и заморожеННые ягоды.

Попробуем свести всю эту информацию в обобщающую материал таблицу.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Таблица

Отличительные признаки

Отглагольное прилагательное (пишется одна Н)

Причастие (пишется НН)

Исключения

Наличие приставки

морожеНые ягоды

тушеНая капуста

заморожеННые ягоды, продумаННый ответ

(отглагольные прилагательные без приставки, кроме не-)

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный,

смышленый (прич.)

названый (прич.)

Наличие зависимых слов

сушёНые грибы

есть

сушёННые на зиму грибы

Образованы от глагола совершенного вида

решёННая задача

(от глаг. решить (сов. вид)

ранеНый

Отглагольное прилагательное (пишется НН)

Суффиксы –ованн- ( -еванн-)

маринОВАННые грибы

фарширОВАННые перцы,

рискОВАННый поступок

коваНый , жёваНый

(в этих отглаг. прилаг. -ова (-ева) входит в состав корня)

Для примера рассуждения возьмем очень похожие словосочетания:

  • МаслЯНый радиатор — прилагательное с суффиксом –ЯН, пишется с одной Н;
  • МаслЕНый блин — отглагольное прилагательное от глагола маслить, т.е. блин намаслили, пишется одна Н;
  • Обильно маслЕННый блин — причастие, имеет зависимое слово, в суффиксе пишется НН.

Вот такой он, русский язык. Нужно много знать и внимательно разбираться в каждом конкретном случае.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

План морфологического разбора числительного

I. Часть речи. (Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)

II. Морфологические при­зна­ки:

  1. Начальная форма (И.п.)
  2. Посто­ян­ные при­зна­ки:
  • раз­ряд по соста­ву: про­стое, слож­ное, состав­ное;
  • раз­ряд по зна­че­нию: коли­че­ствен­ное (целое, дробное), поряд­ко­вое или собирательное.

3. Непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • падеж
  • род (если есть);
  • чис­ло (если есть).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Примеры морфологического разбора числительных

К шести часам утра уже пол­но­стью рас­све­ло.

I. К шести (часам) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет чис­ло.

II. Морфологические при­зна­ки

Начальная фор­ма — шесть.

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

датель­ный падеж

III. Рассвело (когда?) к шести часам. Обстоятельство вре­ме­ни.

У обо­их маль­чи­шек на щеках вес­нуш­ки рос­сы­пью.

I. У обо­их (маль­чи­шек) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство.

II. Морфологические при­зна­ки

Начальная фор­ма — «оба».

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • соби­ра­тель­ное
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • роди­тель­ный падеж
  • муж­ской род

III. Веснушки рос­сы­пью (у кого?) у обо­их маль­чи­шек. Дополнение.

В семи­де­ся­ти кило­мет­рах от горо­да рас­по­ло­жен этот ста­рин­ный замок.

I. В семи­де­ся­ти (кило­мет­рах) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство.

II. Морфологические при­зна­ки

Начальная фор­ма — семь­де­сят.

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • слож­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

пред­лож­ный падеж

III. Расположен (где?) в семи­де­ся­ти кило­мет­рах. Обстоятельство места.

Более двух­со­т гек­та­ров уже засе­я­но рожью.

I. Более двух­сот (гек­та­ров) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — две­сти.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • слож­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа

III. (Что?) более двух­сот гек­та­ров (что сде­ла­но?) засе­я­но. Подлежащее.

Свыше ста два­дца­ти пяти речек и ручьёв про­те­ка­ют по наше­му краю.

I. Свыше ста два­дца­ти пяти (речек и ручьёв) — это чис­ли­тель­ное, кото­рое обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — сто два­дцать пять.

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • коли­че­ствен­ное
  • состав­ное

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

роди­тель­ный падеж

III. (Что?) свыше ста два­дца­ти пяти речек и ручьёв — под­ле­жа­щее.

Семнадцатый слу­ша­тель стал побе­ди­те­лем лоте­реи.

I. Семнадцатый — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет поря­док при счё­те. Начальная фор­ма — сем­на­дца­тый

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • поряд­ко­вое
  • про­стое

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное чис­ло
  • муж­ской род

III. Определение

План анализа частей речи

Перейдём от слов к делу и рассмотрим, какие аспекты нужно отразить в разборе на примере существительного, прилагательного и глагола. Воспользуемся алгоритмом действий.

После определения части речи ставим слово в начальную форму:
Существительное – И.п.(кто? что?) и ед. ч. Прилагательное – И.п. (какой?) и ед. ч. Глагол – инфинитив (что делать? что сделать?)

Вспоминаем, какие признаки у этих частей речи постоянные:
Сущ. – собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение. Прил.– качественное/ относительное/ притяжательное. Гл.– вид, спряжение, (не)возвратный, (не)переходный.

Далее нужно перечислить непостоянные:

Сущ. – число, падеж. Прил. – то же самое, но ещё добавляется род, форма (полная или краткая) и степень сравнения для качественных прилагательных

Гл.– остаётся число, далее наклонение, время, лицо.
Важно! У инфинитива нет непостоянных признаков, эта форма неизменяемая. У глагола в пр

вр. ед. ч. нельзя определить лицо, только род. В наст. вр. и буд. вр. можно.

Внимательно смотрим на текст, с помощью вопросов находим взаимосвязь слов в предложении и делаем вывод, главный это член или второстепенный. Подчёркиваем.

3.4.3. Морфологический разбор имён числительных

План разбора имени числительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по строению: простое, составное, сложное;
2 разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число, род (если они есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Образцы разбора имён числительных

Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – семьдесят. А) Постоянные признаки: сложное; количественное. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог, которое выполняет роль обстоятельства места.

Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – десятеро. А) Постоянные признаки: простое; собирательное. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным десятеро солдат, которое выполняет роль подлежащего.

И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин).

  1. Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который?
  2. Н. ф. – сотый. А) Постоянные признаки: простое; порядковое. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным в сотый раз, которое выполняет роль обстоятельства.

Упражнение к теме «3.4.3. Морфологический разбор имён числительных»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/676-343_morfologicheskii_razbor_narechiy.html

План морфологического разбора числительного

I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, началь­ная фор­ма

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное, поряд­ко­вое);
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное)

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Синтаксическая роль

Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра име­ни чис­ли­тель­но­го.

Примеры морфологического разбора числительных

I. К шести (часам) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет чис­ло. Начальная фор­ма — шесть.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Рассвело (когда?) к шести часам. Обстоятельство вре­ме­ни.

I. У обо­их (маль­чи­шек) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — «оба».

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Веснушки рос­сы­пью (у кого?) у обо­их маль­чи­шек. Дополнение.

I. В семи­де­ся­ти (кило­мет­рах) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — семь­де­сят.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Расположен (где?) в семи­де­ся­ти кило­мет­рах. Обстоятельство места.

I. Более двух­сот (гек­та­ров) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — две­сти.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа

III . (Что?) более двух­сот гек­та­ров (что сде­ла­но?) засе­я­но. Подлежащее.

I. Свыше ста два­дца­ти пяти (речек и ручьёв) — это чис­ли­тель­ное, кото­рое обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — сто два­дцать пять.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . (Что?) свыше ста два­дца­ти пяти речек и ручьёв — под­ле­жа­щее.

I. Семнадцатый — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет поря­док при счё­те. Начальная фор­ма — сем­на­дца­тый

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное чис­ло
  • муж­ской род

Морфологический разбор числительного

Морфологический раз­бор чис­ли­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков име­ни чис­ли­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском язы­ке.

Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни чис­ли­тель­но­го в зави­си­мо­сти от струк­ту­ры и его раз­ря­да по зна­че­нию.

Прежде чем узнать, как про­из­во­дить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор чис­ли­тель­но­го, научим­ся отли­чать эту имен­ную часть речи от слов дру­гих частей речи:

  • (что?) трой­ка, пятак, деся­ток, сот­ня — име­на суще­стви­тель­ные;
  • (какой?) одно­кле­точ­ный, двой­ной, трех­этаж­ный, пяти­лет­ний — име­на при­ла­га­тель­ные;
  • (сколь­ко?) столь­ко, несколь­ко, столько-то — место­име­ния;
  • (что сде­лать?) сдво­ить, утро­ить, уде­ся­те­рить — гла­го­лы;
  • (как?) два­жды, надвое, три­жды, впя­те­ром — наре­чия.

Слова раз­ных частей речи содер­жат ука­за­ние на коли­че­ство. Однако эти само­сто­я­тель­ные части речи сов­ме­ща­ют обо­зна­че­ние коли­че­ства с назва­ни­ем пред­ме­та, при­зна­ка, дей­ствия и пр. В отли­чие от чис­ли­тель­ных их мож­но запи­сать сло­ва­ми, но нель­зя обо­зна­чить циф­ра­ми. Различаются они и сво­и­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Правило

Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Проверочное слово, которое не вызывает сомнений в написании: печь.

Правописание суффиксов -н-,-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных:

Пишем НН:

  • в полных причастиях: брошенный, скошенный, преданный (кем?), крашенный (известью), печённый (в золе),
  • а прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: врождённый, данный, заржавленный, преданный (кому?), уверенный. Исключения: конченый человек, назвАный брат, посажёный отец, Прощёное воскресенье. НО (если сохраняется прямое значение глагола, то НН): конченная работа, нАзванная книга, посАженное дерево, прощённый отцом,
  • суффиксы -ова/нн-(-ёва/нн-): организованный (организ+ова+нн+ый), циклёванный, балованный, газированный, ненадёванный,
  • если в полной форме прилагательных НН, то и в кратких формах НН (кроме кратких прилагательных мужского рода): девушка воспитанна (воспитанная), студенты дисциплинированны (дисциплинированные). НО: юноша воспитан, образован.

Пишем -Н-:

  • в суффиксах прилагательных -ен-(-ён-), -н-, образованных от глаголов несовершенного вида (нет суффиксов -ова-/-ёва-): бешеный, жареный, солёный, варёный, кованый, клёваный, жёваный. Исключения: желанный, медленный, невиданный, негаданный, нежданный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, обещанный, священный,
  • в сложных словах, обозначающих высокую степень качества: читанный-перечитаный, глаженый-переглаженый, стираный-перестираный, хоженый-перехоженый.
  • в кратких причастиях: брошен, решена, сказано, прочитаны.

Важно!

В полных причастиях всегда пишется -НН-, а кратких -Н-. В прилагательных же возможно написание -НН- и -Н- как в полной, так и в кратких формах.

Разъясним отличия причастия и прилагательного:

  • причастие обозначает действие, а прилагательное — качество: группа организована (т.е. создана), группа организзованная (т.е. дисциплинированная).
  • причастия могут иметь зависимое слово, поддерживающее значение действия, прилагательное из не имеет: кованный кузнецами сундук — кованый сундук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: