Как правильно: «договор» или «договор»? ударение в слове

Ударение

Правильное ударение в слове “ПРЕДЛОЖИТЬ”

“ПРЕДЛОЖИТЬ” – это совершенный глагол, который употребляется в значении “сообщить кому-то о наличии у него какой-либо возможности и о желательности этой возможностью воспользоваться.”.

Слово “преложить” является часто употребляемым, но вместе с этим вызывает сложности в произношении.

Давайте с этим разберемся.

Для начала разобьем данное слово на фонетические слоги:

В слове “предложить” 3 слога, 10 букв и 9 звуков.

Так какой же слог является ударным в этом слове?

В разговорной речи бытует два варианта произношения анализируемого глагола:

  • “предл о́ жить”, где ударение падает на гласную букву “о” второго слога,
  • “предлож и́ ть”, где ударение падает на гласную букву “и” третьего слога.

Мифы об ударении на «о»

Существует точка зрения, что в глаголе «звонит» ударение может падать на первый слог, если речь идет не о телефонном звонке или звонке в дверь, а о предмете или человеке, непосредственно производящем этот звук. Например, колокол или звонарь. Это не так. Ударение на «и» не зависит от контекста.

Некоторые также полагают, что ударение зависит от продолжительности действия – и, если звонить очень долго (например, пару минут подряд жать кнопку дверного звонка), то длительность действия будет подчеркиваться ударением на первый слог. Это тоже не соответствует действительности. Скорее всего, это заблуждение связано с тем, что в слове «трезвонить» (а одно из его значений – как раз «звонить продолжительно или часто») ударение падает именно на «о».

Правильное ударение в слове «задали» задание

Эту словоформу рекомендуется произносить с ударением на первом слоге – «зАдали».

Почему так?

При склонении приставка может перетягивать ударение на себя, что и происходит в данном случае: «задать» относится к словам с плавающим ударением в формах прошедшего времени.

 

Как запомнить ударение в слове задали?

Трудно придумать лучшего помощника в запоминании, чем рифма. Не обязательно искать примеры в классической поэзии, можно просто сочинить легкий развлекательный стишок, который наверняка не забудется, например:

Не менее эффективным может быть и одиночное рифмующееся слово, которое вызывает яркие ассоциации.

Акцентуация в других формах слова

При склонении «задать» ударение может перемещаться на разные части слова:

  1. Настоящее время – задаю, задаёшь, задаёт, задаём, задаёте, задают;
  2. Будущее время – задам, задашь, задаст, зададим, зададите, зададут;
  3. Прошедшее время – задал, задала, задало, задали;
  4. Повелительное наклонение – задай, задайте;
  5. Действительное причастие прошедшего времени – задавший;
  6. Страдательное причастие прошедшего времени – заданный, задан, задана, задано, заданы;
  7. Деепричастие – задав.

 

Онлайн-тест на ударение

Предлагаем вам пройти своего рода тест с моментальными ответами на знание правильности постановки ударений с словах русского языка. В этом тесте нет итоговой страницы с результатами, он создан лишь для самопроверки.

Ударение в слове может падать на разные слоги. Место ударения зависит от значения слова.

звони́т В значении звонить по телефону. Ударение падает на 2-й слог (с буквой и).

зво́нит В значении звонить в колокола, издавать звон. Устаревший вариант постановки ударения. Ударение падает на 1-й слог (с буквой о).

Ударение в слове допускается на оба слога и определяется его смысловым значением. В современном понимании слова (звонит по телефону) ударение падает на букву и. В старом значении (звонит в колокола) ударение падает на букву о. Сейчас уже и такой вариант авторы большинства современных словарей считают неверным и предлагают современный вариант: звонарь звони́т.

Фраза для запоминания:

1. У того, кто знамен и т, Телефон весь день звон и т. 2. Звон и т звонарь, звон я т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.

Анализ части речи

Исследуемая языковая единица относится к числу глагольных частей речи. Она обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Это о том, что она входит в группу глаголов несовершенного вида. Так как в слове нет суффикса – ся, он считается невозвратным. Его можно употребить с существительным в винительном падеже без предлога. Поэтому он переходный. В начальной форме он оканчивается на –ать. Данный показатель говорит о том, что он относится к группе глаголов I спряжения.

Настоящая форма – это инфинитив. Он не изменяется, не имеет непостоянных признаков: наклонения, времени, лица, числа, рода. На синтаксическом уровне данная лексема может выступать в роли любого члена предложения. Это зависит от контекста.

Память бывает разная

Специалисты выделяют разные виды памяти. Каждый из них играет свою роль в формировании грамотности человека:

  1. Зрительная память поможет сохранить визуальный образ. Правильное ударение, выделенное ярким маркером, запомнится наверняка. Список можно повесить как дома, так и в рабочем кабинете.
  2. Всегда верно ставить ударение в «трудных» случаях поможет слуховая память. Для этого нужно несколько раз произнести слова вслух или даже пропеть их. Расстановка «осядет» в памяти. Ведь не случайно строчки шлягеров так легко запоминаются.
  3. Речедвигательная память с помощью физических органов речи поможет запомнить, как ставится корректное ударение в определенном случае. Слово нужно четко произнести вслух несколько раз. Мышечная память сохранит схему сделанного движения.

Внимание! Все способы запоминания основаны на определенных видах человеческой памяти. Обычно у каждого человека преобладает какой-то отдельный вид памяти

Поэтому важно знать, какая память наиболее развита у вас

Правило

Чередующиеся гласные в корнях «о» или «а»: Реальная проблема выбора «а» или «о» в корнях возникает только, когда они находятся в безударном положении. Под ударением как слышим, так и пишем: человек клАняется, ветка клОнится.

Буква «а» пишется:

в корнях лож-/лаг-, кос-/кас-, если далее идет суффикс «-а-«: излагать (НО: изложить), касаться (НО: коснуться),

Мягкий знак в конце

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Значение

Словоформы глагола предлагать» употребляются в русском языке в следующих значениях:

  1. Делать предложение: «Предлагаю пожениться»; «Предлагаю пройтись»; «Предлагаю развлечься». Частичный синоним «полагать» в высказываниях, сообразных общему смыслу (контексту) предложения, см. в начале.
  2. Выражать пожелание: «На этом предлагаю закончить вечеринку»; «Предлагаю обсудить нашу проблему спокойно и непредвзято». Частичный синоним тот же.
  3. Выставлять на продажу и/или публичное обозрение: «Наша торговая сеть предлагает товары для дома по сходным ценам»; «С понедельника музей предлагает вашему вниманию новую экспозицию». Частичные синонимы: «выкладывать», «выставлять», «предъявлять».
  4. Обнародовать: «Дорогие друзья! Сегодня и здесь мы предлагаем вам кандидатуры в народные депутаты от нашего района»; «Издательство предлагает серию новинок». Частичные синонимы: «рекомендовать» (для персон), «выставлять», «предъявлять» (для интеллектуальной продукции).
  5. Предоставлять информационные и учебные материалы (документы, сведения, задания): «Лекционный курс предлагаю проработать также поучебникам»; «Успевающим предлагаются задачи повышенной сложности»; «Предлагаю для ознакомления вот эту сводку». Частичные синонимы: «выдавать», «давать», «задавать», «предоставлять», «предъявлять».
  6. В официальной документации – в качестве требования исполнения незамедлительного, неукоснительного и своевременного: «Настоящим предлагаем вам более не допускать просрочек погашения задолженности по кредиту»; «К выполнению предлагаю приступить немедленно по получении этого распоряжения»; «Об устранении недостатков, перечисленных в данном предписании, предлагается доложить не позднее. Частичные синонимы: «наставлять», «рекомендовать», «советовать».

Источник статьи: http://pishempravilno.ru/predlagayu/

«Предложил» (глагол)

Значение слова «предложить» по словарю С. И. Ожегова

  • Спросить, задать
  • Предоставить в чье-нибудь распоряжение
  • Высказать мысль о чем-нибудь как о возможном. представить на обсуждение как возможн ое
  • Потребовать, предписать что-нибудь сделать

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: предложить — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • II спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Совершенный вид

Мужской род (ед. число) Что сделал?предложилЧто сделаю?предложу Что сделал?предложилЧто сделаешь?предложишь Что сделал?предложилЧто сделает?предложит
Женский род (ед. число) Что сделала?предложилаЧто сделаю?предложу Что сделала?предложилаЧто сделаешь?предложишь Что сделала?предложилаЧто сделает?предложит
Средний род (ед. число) Что сделало?предложилоЧто сделаю?предложу Что сделало?предложилоЧто сделаешь?предложишь Что сделало?предложилоЧто сделает?предложит
Множественное число Что сделали?предложилиЧто сделаем?предложим Что сделали?предложилиЧто сделаете?предложите Что сделали?предложилиЧто сделают?предложат

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Правильно

Предлагать — слово пишется через букву «а» в середине слова. Согласно правилам русского языка, корни слов «лаг» и «лож» пишутся по следующему принципу: если в корне есть «г», то пишется «а» (предлагать, прилагать), если в корне есть «ж», тогда пишется «о» (предложить, приложить). Вам нужно предлагать больше вариантов Предлагать девушке руку и сердце Предлагать кандидатуру на пост президента компании Что вы предлагаете делать в это случае?

Настоящее время Прошедшее время Повелительное наклонение
Я предлагаю предлагал; предлагала; предлагало
Ты предлагаешь предлагал; предлагала; предлагало предлагай
Он/она предлагает предлагал; предлагала; предлагало
Мы предлагаем предлагали
Вы предлагаете предлагали предлагайте
Они предлагают предлагали

Как правильно – “предл О жить” или “предлож И ть”?

Согласно орфоэпической норме русского языка ударение в слове “предложить” следует ставить на последний слог.

Понаблюдаем за ударением во всех формах будущего времени:

  • предлож у́
  • предл о́ жишь
  • предл о́ жит
  • предл о́ жим
  • предл о́ жите
  • предл о́ жат

Как мы видим, в будущем времени ударение падает на второй слог, за исключением формы 1-го лица единственного числа.

Теперь понаблюдаем за ударением во всех формах прошедшего времени:

  • предлож и́ л
  • предлож и́ ла
  • предлож и́ ло
  • предлож и́ ли

В прошедшем времени, ударение во всех формах падает на третий слог, как и в инфинитиве.

Примеры для закрепления:

  • Она хотела предлож и́ ть прогуляться, но боялась сделать первый шаг.
  • Секретарь могла предлож и́ ть два варианта заполнения резюме.
  • Надо попробовать предлож и́ ть этот вариант развития предприятия.

Источник статьи: http://russkiypro.ru/pravilnoe-udarenie-predlozhit/

Как правильно и почему?

Перед нами один из примеров слов с чередующимися гласными в корне. Начальная форма слова «предлагаю» («предлогаю») – существительное «предложение» или глагол «предложить». В форме «предла(о)гаю» происходит чередования корня с «лож» на «лаг» или «лог». Для «опознания» проблемной буквы на помощь приходит правило. Если после корня в суффиксе стоит буква «а», а в самом корне есть буква «г», значит, писать следует «лаг». Если же в корне «ж», а в суффиксе не «а», а другая гласная, пишем «лож».

Аналоги – «полагаю», «прилагаю» и т.д. В то же время обратный случай – «приложить», «предложил» и т.п.

Неправильно

Предлогать, предлогаю, предлогаем, предлогает и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

3 комментариев на Предлагать или предлогать как правильно?

знаю одного глупого человека, который настаивает, что правильно предлОгать, а правила не для того, ЧТОБЫ их использовать. кстати, в этом случае «ЧТОБЫ» он написал бы раздельно )

Вопрос в том, как он это обосновывает? Например меня тоже интересует, из истории языка как так получилось, что: .предлог, предложение, сделать/высказать предложение, предложи , предложу, предложил но .предлагал, предлагаю.

Есть слово лаг, в нескольких смыслах — специальный термин в мореходстве и в смысле задержки между действием и его последствием.

Есть набор созвучных: ложить, положить, положение.

Как тогда соотносятся смыслы слов предложил и предлагал? Почему в языке возникло два довольно похожих слова? На какой из аспектов каждое из них указывает?

И какой смысл будет у предлогал — если его ввести?

Я предложила или при полагаю варианты, дайте знать в чём подвох. Лажа и ложа два разных слова. Залогинился, это ведь русская версия американского слова, даже если и термин. Шлагбаум или Шлогбаум. Глагал или глагол, а может быть гложал, глагож может быть. Налог, анальгин, пенталгина

Источник статьи: http://kak-pravilno.net/predlagat-ili-predlogat-kak-pravilno/

Как запомнить правильное ударение

Для того чтобы не делать ошибки в ударениях, можно использовать несколько простых способов, позволяющих накрепко запомнить нормативный вариант. И самый простой способ – это простые короткие стихотворения, ведь постановку ударения в них задает ритм.

Вот один из популярных стишков – «шпаргалок» для облегчения запоминания:

Звонит звонарь, звонят в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

А поклонники группы Би-2 могут использовать для этого двустишие, исполняющееся на мотив известной песни про полковника, которому никто не пишет:

Филологу никто не звонит.

Филологу всегда звонят.

Можно использовать и такой прием: при ударении на «о» в «звонит» слишком много вони. А ведь эти слова никак не связаны по смыслу! Поэтому методом исключения остается только «о».

Правописание предлогов

Предлоги употребляются только со словами, которые изменяются по падежам, и пишутся с ними раздельно:

спать на кровати,  добавить к трём,  стоять между ними.

Предлоги необходимо отличать от приставок, которые пишутся слитно со словами, к которым они относятся. Чтобы отличить предлог от приставки надо запомнить что:

  1. Предлоги не употребляются с глаголами — у глаголов бывают только приставки:

    написал,  погуляю,  задумали.

  2. После предлога всегда можно поставить падежный вопрос:

    бабочка села на  (что?)  цветок,

    гуляли вдали от  (чего?)  дома.

  3. Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное):

    бабочка села на синий цветок,

    гуляли вдали от моего дома.

После приставки к остальной части слова нельзя поставить падежный вопрос и между приставкой и корнем никакого слова вставить нельзя:

свернуть в проулок,  почувствовать сладкий привкус.

В предлогах  в течение,  в продолжение,  вследствие,  в заключение,  в завершение,  наподобие,  в отличие от  на конце пишется  Е.

Предлоги  в течение  и  в продолжение  имеют значение времени, они являются синонимичными и могут заменять друг друга:

в течение дня – в продолжение дня.

Примечание: у существительных  течение,  продолжение,  следствие  в предложном падеже пишется окончание  И:

в течении реки,  в следствии по делу,  в продолжении книги.

Раздельное, слитное и дефисное написание предлогов не подчиняется никаким правилам, поэтому правильное написание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.

Написание предлогов
слитно раздельно через дефис
ввиду, взамен, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, вопреки, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчёт, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством, сверх, сбоку от в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в соответствии, в течение, в целях, во имя, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине, под видом из-за, из-под, по-над, по-под

Примечание: выражение  иметь в виду  пишется в три слова.

Предлог  несмотря на  пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован  (не смотря)  — раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог  несмотря на  можно заменить предлогом  вопреки, а деепричастие  не смотря  можно заменить деепричастием  не глядя:

несмотря на неприятности – вопреки неприятностям,

не смотря в глаза – не глядя в глаза.

Почему возникла такая путаница?

Как пишется: звОнит или звонИт? То есть куда следует ставить штрих ударения? Ответы на эти вопросы вы увидите чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, каковы истинные причины возникновения данной путаницы.

По утверждению специалистов, такие разночтения образовались в результате воздействия украинского языка. Выражение «Ты мне звонишь» жители данного государства озвучивают как «Ти мени дзвОниш!». Именно поэтому еще с советских времен россияне стали невольно путать представленные варианты.

Также следует отметить, что масло в огонь подливает и такое русское слово, как «трезвОнить». В итоге все жители нашей страны разделились на два лагеря: одни не знают о том, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», а другие довольно неприязненно относятся к таким ошибкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: