Падежи русского языка: определение, виды, способы определения

Склонение существительных по падежам (таблицы и примеры)

Какие грамматические категории влияют на склонение существительных

Существительные в русском языке имеют склонение и изменяются по разным категориям грамматики. Основные грамматические категории, которые влияют на склонение существительных, это:

  • Род: существительные мужского рода склоняются иначе, чем женские и средние. Например: дом (мужской род) — домов, книга (женский род) — книг, окно (средний род) — окон.
  • Число: существительные могут быть в единственном или множественном числе. Например: дорога — дороги, дороги — дорог.
  • Падеж: существительные имеют 6 падежей и изменяются по характерным для каждого падежа окончаниям. Например: книга — книги, книги — книг.

Кроме того, на склонение существительных влияют такие категории грамматики как:

  • Анимативность: живые предметы в русском языке склоняются иначе, чем неодушевленные. Например: стол — столы, кот — кошки.
  • Тип нахождения в пространстве: существительные в разных падежах склоняются по разному в зависимости от того, находятся они внутри объекта или снаружи. Например: книга в книжном шкафу — книга в книжном шкафе, книга на книжной полке — книга на книжной полке.

Знание грамматических категорий очень важно для правильного использования существительных в речи. Чтобы научиться склонять существительные, необходимо запомнить таблицы склонения и тренировать их использование на практике

Другие типы склонения существительных

В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и . Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:

  • служащий
  • провожающий
  • прибывший
  • слагаемое
  • прохожий
  • ванная
  • запятая
  • горничная
  • горячее
  • сказуемое
  • мороженое.

Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только грамматическую форму множественного числа. У этих слов нет формы единственного числа, поэтому невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов.

Примеры
грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты

В русском языке особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же грамматическую форму:

  • и. п.  (кто?) пони, (что?) плато
  • р. п.  кличка (кого?) пони, простор (чего?) плато
  • д. п.  приближаюсь (к кому?) к пони, (к чему?) к плато
  • в. п.  позову (кого?) пони, ступим (на что?) на плато
  • т. п.  интересуюсь (кем?) пони, (чем?) плато
  • п. п.  расскажет (о ком?) о пони, (о чём?) о плато.

Примеры
метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяются:

  • Нарицательные всех родов, оканчивающиеся на гласные -У, -И, -Е, -О и ударное -А: авеню, атташе, боа, буржуа, бюро, вето, денди, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какаду, какао, кафе, кашне, кенгуру, кино, клише, кольраби, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пенсне, пианино, плато, портмоне, рагу, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо и другие,а также несколько устаревшие антраша, галифе, монпансье.
  • Собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
  • Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, оканчивающиеся на твёрдый согласный: мадам, фрейлин, Ирэн, Алигер, Войнич, Люксембург.
  • Собственные на -ОВО (-ЁВО), -ЕВО, -АГО (-ЯГО), -ЫХ (-ИХ), -КО: Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко (Чикаго, Паго-Паго и Сантьяго сюда, очевидно, не относятся).
  • Аббревиатуры.

Склонение слова «Барышня»

Склонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 83451 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.

Единственное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? барышня
родительный Кого, чего? барышни
дательный Кому, чему? барышне
винительный Кого, что? барышню
творительный Кем, чем? барышней
предложный О ком, о чём? барышне

Множественное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? барышни
родительный Кого, чего? барышень
дательный Кому, чему? барышням
винительный Кого, что? барышень
творительный Кем, чем? барышнями
предложный О ком, о чём? барышнях

Важно знать о склонении слов

Склонение существительных

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Склонение имен числительных

Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

  1. Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).
  2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
  3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
  4. Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
  5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
  6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
  7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части.

Склонение прилагательных

Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса. Источник статьи: http://sklonenie-slova.ru/baryshnya

Источник статьи: http://sklonenie-slova.ru/baryshnya

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

  1. Именительный падеж. Новые слова всегда учатся в этой форме:
    • Это (что?) книга.
    • (Кто?) девочка читает.
  2. Предложный падеж. Он указывает на место:
    • Ты живёшь (где?) в Германии.
    • Мы сидим (где?) в офисе.
  3. Винительный падеж. Называет объект, на который направлено действие:
    • Я читаю (что?) интересную книгу.
    • Я встречаю (кого?) подругу.
  4. Дательный падеж. Обозначает адресата:
  5. Родительный падеж. Говорит об отсутствии чего-то:
  6. Творительный падеж. Используется для обозначения орудия действия:

Определяем род нужной части речи

Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Соответственно, окончания будут:

  • для мужского — -ый, -ий;
  • для женского — -ая, -яя;
  • для среднего — -ое, -ее;
  • для множественного числа — -ие, -ые.

Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:

Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёда — хочет­ся мёду
  • ста­кан кипятка — дай­те кипятку
  • зубок чес­нока — поесть чес­ноку.

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с опре­де­ле­ни­ем:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая,
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го сне­га,
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воз­ду­ха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу,
  • осла­беть с голо­ду,
  • семь лет от роду,
  • прой­ти до дому,

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных

  • выпить лимо­на­ду,
  • долить кипят­ку,
  • пред­ло­жить чаю,
  • насы­пать пер­цу,
  • достать сыру,

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать квас­ку,
  • поло­жить сахар­ку,
  • попро­бо­вать сыр­ку,
  • под­но­сить мед­ку,

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем

  • мно­го шуму,
  • набол­тать вздо­ру,
  • наде­лать скан­да­лу,

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских соче­та­ни­ях

  • при­пу­стить что было духу,
  • не до сме­ху,
  • с миру по нит­ке,
  • сбить с тол­ку.

Примеры склонения существительных в таблицах

1-ое склонение

Падеж Единственное число
И.п. сестра земля армия
Р.п. сестры земли армии
Д.п. сестре земле армии
В.п. сестру землю армию
Т.п. сестрой землёй армией
П.п. о сестре о земле об армии
Падеж Множественное число
И.п. сёстры земли армии
Р.п. сестёр земель армии
Д.п. сёстрам землям армиям
В.п. сестёр земли армии
Т.п. сёстрами землями армиями
П.п. о сёстрах о землях об армиях

2-ое склонение

Падеж Единственное число
м.р. с.р.
И.п. стол, конь село, поле
Р.п. стола, коня села, поля
Д.п. столу, коню селу, полю
В.п. стол, коня село, поле
Т.п. столом, конём селом, полем
П.п. о столе, о коне о селе, о поле
Падеж Множественное число
м.р. с.р.
И.п. столы, кони сёла, поля
Р.п. столов, коней сёл, полей
Д.п. столам, коням сёлам, полям
В.п. столы, коней сёла, поля
Т.п. столами, конями сёлами, полями
П.п. о столах, о конях о сёлах, о полях

3-е склонение

Падеж Единственное число
И.п. лошадь печь
Р.п. лошади печь
Д.п. лошади печи
В.п. лошадь печь
Т.п. лошадью печью
П.п. о лошади о печи
Падеж Множественное число
И.п. лошади печи
Р.п. лошадей печей
Д.п. лошадям печам
В.п. лошадей печи
Т.п. лошадьми печами
П.п. о лошадях о печах

Склонение существительного «знамя» (изменение по падежам и числам)

Существительное «зн а́ мя» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? зн а́ мя знам ё на
Родительный Кого? Чего? зн а́ мени знам ё н
Дательный Кому? Чему? зн а́ мени знам ё нам
Винительный (неод.) Кого? Что? зн а́ мя знам ё на
Творительный Кем? Чем? зн а́ менем знам ё нами
Предложный О ком? О чём? зн а́ мени знам ё нах

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова летучесть (существительное):

Предложения со словом «знамя&raquo

Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.

Цитаты из русской классики со словом «знамя»

Мальтийский восьмиугольный крест был внесен в российский государственный герб. Император стал жаловать его за военные подвиги, вместо георгиевского ордена, крест этот сделался украшением дворцовых зал, и, в знак своего благоволения, Павел Петрович раздавал его войскам на знамена, штандарты, кирасы и каски.

Значение слова «знамя&raquo

ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Значение слова «знамя&raquo

ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п.

Предложения со словом «знамя&raquo

Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.

Он одним из первых старых кадровых офицеров китайской буржуазной армии поднял знамя борьбы за дело народа.

– Сохранил с сорок первого боевое знамя полка, которое ему передал умирающий командир.

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%8F

Какие бывают падежи

В русском языке существует 6 падежей. Любая часть речи в конкретной падежной форме отвечает на определенный вопрос и имеет определенное окончание, зависящее также от ее рода и числа (если они есть).

Падежные вопросы

Падеж Вопросы для существительных Вопросы для прилагательных, причастий, порядковых числительных (м.р., с.р. /ж.р.) Вопросы для количественных числительных
Именительный Кто? Что?

мама, яблоко

Какой? Какое?/ Какая?

желтый, убранное/ пятая

Сколько?

семь

Родительный Кого? Чего?

мамы, яблока

Какого?/ Какой?

желтого, убранного/ пятой

Скольких?

семи

Дательный Кому? Чему?

маме, яблоку

Какому?/ Какой?

желтому, убранному/ пятой

Скольким?

семи

Винительный Кого? Что?

маму, яблоко

Какого? Какое?/ Какую?

желтого, убранное/ пятую

Сколько?

семь

Творительный Кем? Чем?

мамой, яблоком

Каким?/ Какой?

желтым, убранным/ пятой

Сколькими?

семью

Предложный О ком? О чем?

о маме, о яблоке

О каком?/ О какой?

о желтом, об убранном/ о пятой

О скольких?

о семи

Также по падежам могут склоняться местоимения. Вопросы к ним в разных падежных формах будут зависеть от того, какую часть речи они заменяют (существительное, прилагательное или числительное).

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д

п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 53,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 72,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 117,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 178,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 133,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 148,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 160,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 18,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 404,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 535,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 736,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 738,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 288,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 19,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 24,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 245,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 88,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Чередование суффиксов в основе

У некоторых групп существительных при склонении добавляются, исчезают и чередуются суффиксы. В основном это происходит при образовании множественного числа, иногда – косвенных форм единственного.

Формы на -ЬЯ (братья, стулья)

Некоторые существительные мужского и среднего рода способны образовывать две формы множественного числа – на -Ы -И и на -ЬЯ: колы – колья, крюки – крючья, зубы – зубья. Эти формы различаются либо по значению, либо стилистически:

  • по значению: колы (отметки) – колья (палки), зубы (у живых существ) – зубья (пилы), корни (растений) – коренья (овощи), колени (части ноги) – коленья (трубы, ствола), листы (фанеры, книги) – листья (дерева), лоскуты (большие) – лоскутья (мелкие обрывки), мужи (крупные деятели) – мужья (супруги), сыны (родины) – сыновья (дети) и др. Смысловое различие пары крюки – крючья довольно тонкое.
  • стилистически: при стилистическом разбиении одна форма оказывается общеупотребительной, а другая – присущей какому либо стилю речи (поэтическому, разговорному), либо устарелой, либо сохраняется только в составе фразеологизмов:
    • устаревшие: каменья, уголья;
    • разговорные: дядья;
    • фразеологизмы: из грязи – в князи;
    • высокий стиль: други, в поэзии ср.: взмахнуть крылами – крыльями; с дерев опадают листы – с деревьев падают листья.

Пара листы – листья, как видно из примеров, разделяется и по смыслу, и стилистически.

Есть формы, не отличающиеся от парных ни по смыслу, ни стилистически, которые просто употребляются редко: клины, клоки, сукú, комы.

При образовании форм на -ЬЯ имеет место чередование предшествующего суффиксу «ЙОТ» согласного: друг – друзья, крюк – крючья, а также появление беглого гласного: каменья, коренья, уголья.

Суффикс -АНИН -ЯНИН

Слова с суффиксом -АНИН -ЯНИН, обозначающие людей (горожанин, крестьянин, армянин, землянин), обладают следующей особенностью: во множественном числе они теряют конечную часть основы -ИН-, и при этом в именительном падеже имеют окончание -Е, а в родительном – нулевое: горожане, крестьяне, армяне, земляне. Исключение: семьянин.

Указанной особенностью обладают также следующие слова (плюс некоторые другие особенности):

  • боярин
  • барин — И. п. мн. ч. баре и бары
  • болгарин, татарин, хазарин — И. п. мн. ч. болгары, татары, хазары
  • господин — И. п. мн. ч. господа
  • хозяин — во мн. ч. к основе добавляется -ЕВ: хозяева, хозяев, хозяевам

Суффикс -ОНОК -ЁНОК

Суффикс -ОНОК -ЁНОК (котёнок, медвежонок, опёнок), а также -ОК в слове щенок во множественном числе заменяется на -АТ -ЯТ: (котята, медвежата, опята). Окончание И.мн. -А, Р.мн. – нулевое.

Слово чертёнок во множественном превращается в чертенята.

Данное чередование имеется только у слов, обозначающих детёнышей, а также у слов маслёнок и опёнок. У других слов с этим суффиксом такого чередования нет: бочонок.

Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК

Суффикс -ОНОЧЕК -ЁНОЧЕК (цыплёночек, мышоночек) во множественном числе заменяется на -АТ(О)К -ЯТ(О)К: (цыплятки, мышатки). Окончание И.мн. -И, Р.мн. – нулевое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: