Морфологический разбор «плохо»

Примеры морфологического разбора глагола

Добродетель, юность и наивность! Если их утратишь, то уж безвозвратно! (Э.М. Ремарк, «Чёрный обелиск»).

  1. Утратишь (что сделаешь?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – утратить.
  3. Пост. признаки: 2 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непост. признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 2 лицо, единственное число.
  5. (Что сделаешь?) Утратишь. В предложении выполняет функции сказуемого.

«Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, обхватив колено руками» (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

  1. Рванула (что сделала?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – рвануть.
  3. Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
  5. (Что сделала?) рванула. Сказуемое.

«Мы зашли выпить только по чашке чая» (Э.М. Ремарк, «Чёрный обелиск»).

  1. Выпить (что сделать?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – выпить.
  3. Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непостоянные признаки: отсутствуют, т.к. глагол в форме инфинитива.
  5. Зашли (с какой целью? зачем?) выпить по чашке чая. Обстоятельство.

Морфологический разбор «трудно»

Слово «трудно» может быть разобрано 2 способами. Вариант разбора зависит от того, в составе какого словосочетания или предложения слово находится. Выберите подходящий вариант для вашего случая.

  1. Часть речи Часть речи слова трудно — наречие.
  2. Морфологические признаки
  3. Синтаксическая роль обстоятельство трудно
  1. Часть речи Часть речи слова трудно — имя прилагательное .
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: трудный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
    • Постоянные признаки: качественное;
    • Непостоянные признаки: единственное число, средний род, краткая форма.
  3. Синтаксическая роль Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

16928 / Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток. Или нажмите Ctrl+Enter и сообщите об ошибке. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

Слова с буквой ё пишите через букву ё: стёкла, совершённый и др.

Источник статьи: http://morphologyonline.ru/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE

Слово «плохо» — категория состояния

В контексте это слово может обозначать тяжелое физическое и психическое состояние человека, передавать ощущение недостатка чего-либо, неблагополучие и пр.

По грамматической форме оно совпадает с наречием, имеющем суффикс -о, но обладает другим общим грамматическим значением, выражая состояние. Это слово является самостоятельной частью речи — категорией состояния.

Различия наречия и категории состояния

Слово состояния

Наречие

Имеет категориальное значение состояния. Имеет категориальное значение признака действия, признака, состояния другого предмета.
Имеет аналитические формы времени, образуемые с помощью вспомогательных и полувспомогательных глаголов «быть», «становиться», «делаться». Категории времени не имеет.
Является главным членом безличного предложения. В предложении является обстоятельством.

Категория состояния «плохо» выступает в роли главного члена предложения — сказуемого в безличном предложении, в котором нет и не может быть подлежащего.

Рубинчик Людмила Ивановна

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  • переходность/непереходность;
  • возвратность/невозвратность;
  • спря­же­ние I или II;

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • накло­не­ние (изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное или услов­ное);
  • вре­мя (толь­ко в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии);
  • чис­ло един­ствен­ное или мно­же­ствен­ное;
  • лицо (в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, в пове­ли­тель­ном накло­не­нии);
  • род (про­шед­шее вре­мя изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, услов­ное накло­не­ние)

III. Синтаксическая роль в пред­ло­же­нии (какой член пред­ло­же­ния).

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в пред­ло­же­нии.

Часть речи: Краткое прилагательное

ТРУДНО — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.

Начальная форма слова: «ТРУДНЫЙ»

Слово Морфологические признаки
ТРУДНО
  1. Единственное число;
  2. Качественное прилагательное;
  3. Неодушевленное;
  4. Одушевленное;
  5. Средний род;

Все формы слова ТРУДНО

ТРУДНЫЙ, ТРУДНОГО, ТРУДНОМУ, ТРУДНЫМ, ТРУДНОМ, ТРУДНАЯ, ТРУДНОЙ, ТРУДНУЮ, ТРУДНОЮ, ТРУДНОЕ, ТРУДНЫЕ, ТРУДНЫХ, ТРУДНЫМИ, ТРУДЕН, ТРУДНА, ТРУДНО, ТРУДНЫ, ТРУДНЕЕ, ТРУДНЕЙ, ПОТРУДНЕЕ, ПОТРУДНЕЙ, ТРУДНЕЙШИЙ, НАИТРУДНЕЙШИЙ, ТРУДНЕЙШЕГО, НАИТРУДНЕЙШЕГО, ТРУДНЕЙШЕМУ, НАИТРУДНЕЙШЕМУ, ТРУДНЕЙШИМ, НАИТРУДНЕЙШИМ, ТРУДНЕЙШЕМ, НАИТРУДНЕЙШЕМ, ТРУДНЕЙШАЯ, НАИТРУДНЕЙШАЯ, ТРУДНЕЙШЕЙ, НАИТРУДНЕЙШЕЙ, ТРУДНЕЙШУЮ, НАИТРУДНЕЙШУЮ, ТРУДНЕЙШЕЮ, НАИТРУДНЕЙШЕЮ, ТРУДНЕЙШЕЕ, НАИТРУДНЕЙШЕЕ, ТРУДНЕЙШИЕ, НАИТРУДНЕЙШИЕ, ТРУДНЕЙШИХ, НАИТРУДНЕЙШИХ, ТРУДНЕЙШИМИ, НАИТРУДНЕЙШИМИ

Примеры предложений со словом трудно

Было очень ветрено, и с этим трудно справиться.

О том, что ему трудно запоминать людей, актер рассказал в беседе с журналом Esquire.

Это устройство, толщиной не больше человеческого волоса, очень трудно обнаружить.

Народный артист Валентин Гафт считает, что трудно переоценить значение П.Тодоровского.

Мол, команду будет трудно мотивировать, а планка поднятая Хайнкесом слишком высока?

Виски трудно подделать, хотя и этому уже научились.

Увидев получившийся автомобиль вживую и посидев внутри, очень трудно спорить с обоснованностью этого решения.

Apple теперь будет особенно трудно прятать деньги, зато у многих правительств возникнет соблазн на эти деньги поохотиться.

Важный, но не ключевой игрок команды. Сейчас его значение трудно переоценить.

В тяжелых громоздких нарядах актерам попросту трудно двигаться, не то что танцевать.

А Бердыев скрывает свои эмоции, и по нему трудно сказать, что он чувствует и как переживает.

Приходят ли друг другу на помощь Маяковский и Кокто, трудно утверждать наверняка.

Потом время становится бесконечным, и его уже трудно заполнить мелкими жестами, обрывочными словами.

Но вам трудно на каждом новом концерте выступать лучше, чем на предыдущем.

Зная о зависимости Толлифера от Каупервуда, Мэриголд считала, что ей будет вовсе не трудно убрать с пути соперницу.

Должно быть, почуяли, что без нас с тобой им теперь трудно придется.

Я, конечно, пытался встать, но это было ужасно трудно в такой тесноте.

Не знаю, бывало с вами так или нет, но ужасно трудно сидеть и ждать, пока человек, который о чем-то задумался, опять заговорит.

В подводной охоте выигрывал пока кладолаз, и трудно сказать, кто в ней считался жертвой.

Путешественники — их трудно было назвать пассажирами — разместились в них, плотно закутавшись в свои дорожные одеяла.

Источник статьи: http://partofspeech.ru/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE

Взаимосвязь признаков

Постоянные и непостоянные признаки взаимосвязаны. Зная эти особенности, ученик быстрее сделает морфологический разбор.

Вид и время

Слова совершенного вида имеют только две формы времени:

Сделаю задание – сделал работу.

Поставить такое слово в настоящее время не удастся.

Лицо, род, время

Нет ни одного глагола, у которого все три категории можно определить одновременно. Род определяется только в прошедшем времени, и то, если число единственное. А лицо – в настоящем и будущем, независимо от числа:

  • стану доктором – станешь учителем – станете хорошими людьми: определяем лицо, но нет никаких признаков рода;
  • была доктором (я, ты, она – лицо неизвестно, но род женский), был учителем (муж. р.)
  • были грамотными специалистами (мужчины, женщины – во множ. числе непонятно)

Переходность и возвратность

Слова с -ся, обозначая возврат действия на исполнителя, никогда не бывают переходными: действие не переходит на другой объект:

Заботиться (о ком? о чем?) – с вин. падежом не сочетается.

Глагол и его формы

С частью речи, обозначающей действие, дети знакомятся еще в начальной школе.

К 5 классу ученики:

  • умеют находить слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • знают, что на эти вопросы отвечает начальная форма глагола – инфинитив;
  • умеют определять постоянный признак глагола(ППГ) – спряжение;
  • изменяют глаголы по временам и числам;
  • в настоящем и будущем времени умеют определять лицо, а в прошедшем – род, если глагол стоит в единственном числе, то есть знакомы с НП;
  • определяют синтаксическую роль – сказуемое.

В средней ступени, вплоть до 7 класса, понятие о постоянных и непостоянных признаках глагола расширяется, ученики узнают все 4 формы глагола (ФГ):

  1. Инфинитив. Невозможно определить ни один из непостоянных признаков глагола (НПГ), зато постоянные проще распознать именно по начальной ФГ: сбежать, прыгать.
  2. Глагол в настоящем или будущем времени – спрягаемая (личная) ФГ, или форма прошедшего времени. То есть любая, отличная от инфинитива, форма, когда можно определить время, число, лицо или род (в зависимости от времени): сбегу, прыгали.
  3. Деепричастие (изучают в 7 кл.) – неизменяемая ФГ, имеет только ППГ. В некоторых программах выделяется в отдельную часть речи. Значение – добавочное действие. Напоминает наречие: можно задать вопрос: Как? Сбежав, прыгая.
  4. Причастие (7 кл.) – изменяемая ФГ. В некоторых программах выделяется в отдельную часть речи. Значение – признак предмета по действию. Имеет ППГ глагола, по НП напоминает прилагательное, потому отвечает на его вопрос: Какой? Сбежавший, прыгающий

Морфологический разбор слов категории состояния

Порядок разбора категории состояния

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологический признак: неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

На сердце было неспокойно .

Устный разбор

Неспокойно — категория состояния.

Во-первых, это слово обозначает душевное состояние человека : было неспокойно (или— каково было?).

Во-вторых, это неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении с одним главным членом слово неспокойно является сказуемым.

Письменный разбор

Неспокойно — категория состояния.

I. Было (каково?) неспокойно; душевное состояние человека.

II. Неизм.

III. Было неспокойно .

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/3407

Синтаксическая роль

В форме какого-либо наклонения глаголы обычно выступают в роли сказуемых:

Пошел бы на речку, но погода испортилась. Убери удочки.

Синтаксическая роль инфинитива гораздо шире:

  1. Входит в состав сказуемого:– Захотел перечитать книгу.
  2. Является дополнением, если в предложении два глагола, относящиеся к разным исполнителям действия:– Мама попросила отца передать чайник (попросила мама, а передавать будет отец: попросила о чем? – передать).
  3. Определение:– После просьбы не шуметь мы ушли подальше.
  4. Обстоятельство при глаголах, обозначающих движение:– Пойдем в лес собирать грибы (пойдем куда? зачем?).
  5. Подлежащее (можно заменить именем существительным):– Поднимать такие тяжести опасно для здоровья. (поднимание);– Пробежаться утром по росе – это такое удовольствие! (пробежка).

Определите роль инфинитива в предложениях:

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол  в этом пред­ло­же­нии:

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

II. а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид (обо­зна­ча­ет неза­вер­шен­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?);
  • непе­ре­ход­ный (не может управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа);
  • невоз­врат­ный (не име­ет пост­фик­са -ся)
  • I спря­же­ние (буше­вать име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ать).

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние;
  • слож­ное буду­щее вре­мя;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • 3 лицо

III. В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Пример морфологического разбора

После изучения ППГ и НПГ ученик должен свободно делать морфологический разбор глаголов. Разберем схему анализа на примерах.

Поймал бы я золотую рыбку, да не водятся у нас такие.

“Поймал бы” – глагол. Начальная форма (что сделать?) – поймать.

Постоянные морфологические признаки:

  1. Совершенный вид.
  2. I спряжение (на –АТЬ, не искл.).
  3. Невозвратный (без –СЯ).
  4. Переходный (поймать – кого? что? – рыбку).

Непостоянные морфологические признаки глагола «поймал бы»:

  1. Наклонение – условное (частица БЫ).
  2. Ед. число, муж. род.

В предложении – сказуемое.

“Водятся” – глагол. Начальная форма (что делать?) – водиться.

ППГ:

  • Несовершенный вид.
  • II спряжение (на –ИТЬ, не искл.).
  • Возвратный (есть -СЯ).
  • Непереходный (нельзя употребить со словом в вин. падеже).

НПГ:

  • Наклонение – изъявительное.
  • Настоящее время.
  • 3 лицо.
  • Мн. число.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: