Фонетический анализ
По условиям школьной программы ученикам предстоит изучить сразу несколько разделов о родном языке. В каждом случае возникает необходимость произвести развёрнутый анализ определённой языковой единицы согласно действующим правилам. Одним из таких разделов является фонетика. Фонетический анализ определённого слова подразумевает то, что в итоге человек будет знать всё о том, что такое звуки речи, какими они бывают, а также как соотносятся с буквами.
Звуко-буквенный разбор должен быть выполнен по чёткому плану и с разработанной последовательностью действий. Нарушение этих правил чревато серьёзными ошибками. В начальной школе схема фонетического анализа выглядит так:
- Правильная запись изучаемого слова (с точки зрения орфографии).
- Постановка ударения. Этот этап может содержать дополнительное задание, которое связано с тем, что ученик должен уметь правильно произносить лексему. К примеру: в слове «договор» нужно поставить ударение на последний слог, а не на первый.
- Следует разбить пример на слоги и написать точное их количество.
- Транскрипцию выполняют в квадратных скобках. Учащемуся необходимо изобразить такой вариант лексемы, который он слышит и произносит.
- Каждый звук записывают в столбик. Должно присутствовать развёрнутое описание характеристик согласных и гласных.
- На финальном этапе остаётся подсчитать количество звуков и букв.
В соответствии с требованиями звуко-буквенного анализа «рассчитывать» состоит из четырёх слогов: ра-ссчи-ты-вать. Ударение падает на второй слог. Транскрипция: . Фонетический разбор:
- Р — согласн., звонк. непарн., твёрд.
- А — гласн., безударн.
- С — согласн., глух. парн., твёрд.
- С — не образовывает звука в этом примере.
- Ч — согласный, глухой непарный, шипящий.
- И — гласный, ударный.
- Т — согласн., глух. парн., твёрд.
- Ы — гласн., безударн.
- В — согласный, звонкий парный, твёрдый.
- А — гласный, безударный.
- Т — согласный, глухой парный, мягкий.
- Ь — не обозначает звука.
Всего в рассматриваемом слове 12 букв и 10 звуков.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Какое правило
К этому слову относится правило русского языка о чередовании гласных букв в корнях слова. Проверить их можно с помощью однокоренных слов. Так, происходит чередование в корнях раст/рос/ращ. Но по правилам орфографии русского языка правильно писать букву -а- после буквосочетания -ст-.
В большинстве случаев можно проверить слово с помощью изменения ударения или подбора однокоренного слова, в котором меняется ударение. Но не всегда это получается сделать, потому что некоторые лексические единицы в русском языке не имеют аналогов.
Тоже самое касается и похожих слов, как пишется «вырастила» или «вырастили». Лучший вариант в таких случаях — проверять правописание лексем через орфографические словари. Потому что иногда исключения могут стать для нас серьезной ошибкой.
Морфологические и синтаксические свойства
Сделаем морфологический разбор слов, чтобы запомнить, как употребляется и пишется «вырасти»:
- часть речи — глагол;
- в инфинитиве правильно писать «вырастить»;
- не меняются такие признаки: переходный, совершенный вид, второе спряжение;
- непостоянные свойства: второе лицо (ты, вы), единственное число, повелительное наклонение.
В предложениях синтаксическая роль зависит от контекста. Но чаще всего выступает именно сказуемым.
Значение
Толкование тоже поможет вам скорее запомнить правописание слов, потому что так вы сопоставите их со значением и без труда найдете верный ответ. Предлагается несколько вариантов правильного употребления:
- Стать больше, увеличиться в размерах, в объеме.
- Пройти первый этап жизни, стать взрослее.
- Развиваться и получить новый статус.
- (О разных объектах) стать доступным взгляду, стать выше.
Толковать эту словоформу можно и в прямом значении (физиологический рост) или переносном (эмоциональное развитие, становление).
Синонимы
Заменить эту лексему можно без проблем синонимами:
- прорасти, разрастись;
- стать, вымахать;
- родиться, возродиться;
- повзрослеть, созреть;
- сформироваться.
Заменяйте лексемы друг другом, чтобы не получить в тексте никому не нужную тавтологию. Так все, что вы пишете, будет красивым и приятным для глаза.
Что означает «исподтишка»
Это слово у большинства вызывает неприятные ассоциации. И не только потому, что имеет сложно написание и в нем часто допускаются ошибки. Значение его связано с недостойным поведением. Что-то сделать «исподтишка» – значит тайно, сознательно что-то скрывая, нанести вред. Например: «Он исподтишка воспользовался моей оплошностью и обернул мои слова против меня».
Есть у этого слова и еще один смысл: «внезапно», «неожиданно». Но он тоже с отрицательным оттенком. Например: «Он исподтишка напал на меня в тот момент, когда я был занят разговором».
Вывод
Подведем короткий итог.
Наречие, а именно к этой части речи относится рассматриваемое слово, так как отвечает на вопрос «как?», «исподтишка» пишется слитно, с буквой «с» в приставке» и безударной проверяемой гласной «и» в корне слова.
Морфологический разбор
Когда возникает необходимость разобраться с тем, как правильно писать — «рассчитывается» или «расчитывается», можно провести морфологический разбор этого глагола — один из самых известных видов анализа. Если ученик не постарается максимально изучить морфологию, то он не сможет сдать экзамен по русскому языку. Эта тема содержит много интересных правил и исключений, которые позволяют повысить уровень грамотности учащихся.
Морфологический анализ основан на разборе слова как части речи. Классический морфологический разбор состоит всего из трёх этапов:
Выписать в тетрадь слово именно в той форме, в которой оно было употреблено в предложении
Важно определить часть речи. Слово должно быть поставлено в начальную форму.
Следует перечислить все присутствующие грамматические признаки.
На финальном этапе остаётся указать, каким именно членом предложения является слово.
Изучаемое слово «рассчитывать» может быть проанализировано двумя способами. Наиболее подходящий вариант напрямую зависит от того, в составе какого словосочетания либо предложения оно находится. Ученик самостоятельно выбирает наиболее подходящий способ. В первом случае «рассчитывать» является глаголом. Начальная форма — «рассчитывать» (инфинитив). Постоянные признаки: первое спряжение, непереходной, несовершенный вид. Непостоянные характеристики — изъявительное наклонение. Слово может выступать разными членами предложения, так как всё зависит от контекста.
Во втором случае «рассчитывать» тоже выступает в роли глагола. Начальная форма — «рассчитывать». Постоянные признаки: первое спряжение, переходной, несовершенный вид. Непостоянные признаки — изъявительное наклонение. Может быть разным членом предложения, из-за чего нужно предварительно изучить смысл изложенной информации.
https://youtube.com/watch?v=TcQZUQazwBk