Обреж или обрежь как правильно пишется

Как правильно ставить ударения в словах

Что такое ударение

Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.

Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.

Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.

Аналогично ударным может быть целый кусок в тексте

Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли

Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.

Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.

Под ударением понимается выделение какого-либо компонента речи (словосочетания, слова или слога) с помощью фонетических средств.

Различают:

  • логическое – более отчётливое и громкое произношение отдельных слов или их группы в контексте, если они являются ключевыми в целой фразе;
  • словесное – выделение одного слога в лексеме.

 Ударным называется слог, на который делается акцент голосом. Все остальные – безударные. На письме используется специальный знак « ́» – акут, который ставится над ударной гласной: раке́та, со́ль. Иногда вместо него употребляют заглавную букву: снегИрь, морОз. Чтобы обозначить ударный звук в устной речи, его произносят с большей силой, напряжённостью и длительностью, чем остальные. Если же необходимо сделать акцент на одну или на сочетание нескольких лексем, то прибавляется и эмоциональное окрашивание.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

Возможны колебания

Следующая небольшая группа проблемных глаголов очень похожа на предыдущую. На очереди глаголы с приставками, а отличие от слов предыдущего раздела (занять, начать) лишь в том, что эти слова могут употребляться и без приставок: прожить (жить), порвать (рвать).

А что касается ударений в прошедшем времени, то они почти такие же: в женском роде на окончании, в других формах на основе. Именно на основе, но возможны колебания ударения между приставкой и суффиксом.

Особо обращаю внимание на наиболее частые ошибки: «трубу прорвАло» (а не прОрвало и не прорвалО), «крышу сорвАло» (а не сОрвало и сорвалО), «цветок Ожил» (а не ожИл)

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Ударение в деепричастиях

Ударение в русском языке является разноместным и подвижным. Общего правила постановки ударения, его сохранения и передвижения нет, что вызывает большие трудности. Но в области ударения существуют некоторые закономерности , которые перечислены здесь для дееепричастий.

Закономерности и особенности ударения в деепричастиях.

  • В деепричастиях с суффиксом -а/-я сохраняется на том же слоге что и у глаголов в форме 1-го лица ед.ч. наст.вр.:

    решАю (глагол 1-го л. ед.ч. наст.вр) → решАя (деепр.),
    игрАю → игрАя,
    вИжу → вИдя,
    гулЯю → гулЯя,
    молочУ → молотЯ

    Искл.:

    • лежУ → лЁжа, сижУ → сИдя, стоЮ → стОя;
    • Если деепричастие образовано от глаголов с -давать, –знавать, –ставать, то они сохраняют ударение инфинитива:

      подавАть (инфинитив) → подавАя (деепр.),
      признавАть → признавАя,
      приставАть → приставАя

    Примеры:

    дуть –  дУю→ дУя
    идти – идУ → идЯ
    клеветАть – клевещУ→ клевещА
    крыть – крОю→ крОя
    мыть – мОю → мОя
    ненавИдеть –  ненавИжу→ ненавИдя
    плАкать – плАчу → плАча
    плыть – плывУ → плывЯ
    пойтИ  – пойдУ → пойдЯ
    приобрестИ –  приобретУ → приобретЯ
    баловАться –  балУюсь → балУясь

  • В деепричастиях с суффиксом -учи- ударение всегда стоит на слоге перед суффиксом:

    бУдучи, Едучи, крАдучись

  • В деепричастиях с суффиксами   -в/-вши/-ши, как и в причастиях на -вший (-ший) ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве:

    вИдеть – вИдевший (прич.)→ вИдев, вИдевши;
    острИчь – острИгший → острИгши;
    написАть – написАвший → написАв, написАвши.
    начАть → начАвшись
    отчАяться → отчАявшись
    отрЕчься → отрёкшись

  • Деепричастия на -ши  глаголов с компонентом -мереть имеют те же особенности ударения, что и соответствующие действительные причастия прошедшего вр.:
    • колебания ударения (как и в причастиях) на префиксе и на корне:

      замереть → зАмерши и замЕрши (зАмерший и замЕрший),
      обмереть → Обмерши и обмЕрши  (Обмерший и обмЕрший (разговор.)),
      отмереть → Отмерши и отмЕрши (Отмерший и отмЕрший),
      помереть → пОмерши и помЕрши (пОмерший и помЕрший (прост.))

    • ударение на корне:

      перемерЕть → перемЕрши и перемёрши (перемЕрший и перемёрший — прост.),
      умереть → умЕрши (умЕрший)

    Аналогично деепричастия глаголов с компонентом -переть имеют те же особенности ударения, что и соответствующие причастия:зАперши (зАперший), Отперши (Отперший) – ударение на префиксе,опёрши (опёрший), подпёрши (подпёрший)– ударение на корне.

  • Деепричастия на -шись от глаголов с компонентом -переться имеют ударения:
    • на суффикс: запершИсь (но: зАпершийся), отпершИсь;
    • 2) на предсуффиксальном слоге: впёршись, допёршись, напёршись (все — простреч.);
    • 3) колебания ударения:  опёршись и опершИсь, подпёршись и  подпершИсь, упёршись и упершИсь.

Произносите правильно:

отдАть → отдАв
отнЯть → отнЯв
поднЯть → поднЯв
познавАть → познАв
понЯть → понЯв
познавАть → познАв
понЯть → понЯв
прибЫть  → прибЫв
закУпорить →  закУпорив

Использованная литература:

  1. Русская грамматика под ред. Н.Ю.Шведовой, т.1 – М.: Наука, 1980
  2. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике – 4 изд. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Сложность ударения

Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.

Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.

Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.

Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.

Есть три языковые особенности постановки ударения:

  1. Оно может иметь влияние на морфологические признаки, например, существительного. Сравним: «нОги» и «ногИ». Это и им.падеж множественного числа и род.падеж единственного числа. Одно звучание — разные формы слова.
  2. Ударение в слове может быть двойным. Второе — не основное. Такой случай мы встречаем в сложных существительных, образованных из двух основ двух простых слов: мАлоимУщий.
  3. Ударение может меняться в зависимости от развития и совершенствования языка в целом. Например, сто лет назад Пушкин в слове «музыка» ударение ставил на второй слог. И это было в те времена распространённым явлением: «музЫка уж греметь устала».

Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Спряжение глагола обрезать 1-е спряжение

Все формыНесовершенный видCовершенный видНастоящееПрошедшееБудущееПовелительное наклонениеНеличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я обрезаюТы обрезаешьОн обрезаетМы обрезаемВы обрезаетеОни обрезают

Несовершенный вид, прошедшее время

Я обрезалТы обрезалОн обрезалОна обрезалаОно обрезалоМы обрезалиВы обрезалиОни обрезали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду обрезатьТы будешь обрезатьОн будет обрезатьМы будем обрезатьВы будете обрезатьОни будут обрезать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

обрезайобрезайте

Совершенный вид, прошедшее время

Я обрезалТы обрезалОн обрезалОна обрезалаОно обрезалоМы обрезалиВы обрезалиОни обрезали

Совершенный вид, будущее время

Я обрежуТы обрежешьОн обрежетМы обрежемВы обрежетеОни обрежут

Совершенный вид, повелительное наклонение

обрежьобрежьте

Несовершенный вид, инфинитив

обрезать

Несовершенный вид, причастие

обрезающийобрезавшийобрезаемый

Несовершенный вид, деепричастие

обрезая

Совершенный вид, инфинитив

обрезать

Совершенный вид, причастие

обрезавшийобрезанный

Совершенный вид, деепричастие

Возвратные глаголы забылись безвозвратно

Еще немного усложним наши глаголы — добавим к ним возвратный суффикс «-ся». А в возвратных глаголах ударение чаще всего перемещается на окончание, причем во всех формах, где это окончание есть. В мужском роде окончание нулевое и ударение колеблется между суффиксами — возвратным и невозвратным.

Есть песни, которые знают все, и самый яркий пример — песня про елочку. Начинается она со слов «В лесу родИлась елочка», и раньше слово «родИлась» с ударением на И было ошибкой, норме соответствовало только «родилАсь».

Однако русский язык не стоит на месте, и сейчас введены новые двойные нормы, которые избавили знаменитую песню от неприятной ошибки. И не только песню! Слов с двойными ударениями набралось довольно много. Даже неполный список амнистированных глаголов выглядит внушительно.

Мне вариант с ударением на окончании все-таки кажется предпочтительным, и очень приятно, что в классической поэзии сохранилась именно эта норма.

Виды ударений

Ударения могут быть логическими и словесными.

Логическое ударение

Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении

Сравним два выражения:

  1. Я знаю, что могу сделать много ХОРОШЕГО для тебя.
  2. Я знаю, ЧТО могу сделать для тебя.

В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».

От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.

Словесное ударение

Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.

Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.

Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 43,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 118,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 123,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 124,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 35,
Климанова, Рабочая тетрадь

Страница 37,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 38,
Полякова, Учебник

Упражнение 42,
Полякова, Учебник

Упражнение 44,
Полякова, Учебник

Упражнение 147,
Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 44,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 53,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 139,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 170,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 213,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 85,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 187,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 249,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 40,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 44,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 140,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 51,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 104,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 110,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 116,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 175,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 142,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 10,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 656,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 328,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 335,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 60,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 30,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 64,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 501,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 502,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 503,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Грамматика

Слово «брать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида. Номинально – изолированного спряжения (неправильный, образует словоформы не типичным, а своеобычным образом), но фактически спрягается почти что по схеме 1-го спряжения. Состоит из корня «бр-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Односложное слово; двусложные личные формы переносятся из строки в строку посложно по обычным правилам.

Переходный значит, что действие переходит от кого-то или чего-то на что-то другое или кого-то другого, на занимаемый предмет, без которого невозможно его, действия, совершение. Нечего или некого брать – совершить данное действие невозможно. Соответствующий непереходный глагол отсутствует.

Несовершенный означает, что действие ещё не совершено, пока не закончено: беру, но ещё не взял, не ухватил как следует. Соответствующий совершенный глагол «взять» – всё, действие совершено, взял, держу.

Невозвратный обозначает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»), т.е. производится не над самим собой. Соответствующий возвратный глагол «браться» указывает на возвратность пассивно-качественную: «краска берётся» (не высохла, липнет к пальцам), «соринка с пола никак не берётся» (маленькая, возможно, скользкая, никак не ухватишь).

***

ПишемПравильно.ру

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B6%D1%8C

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: