Лексическое значение чередующихся корней лаг лож

Словарь однокоренных слов

Что собой представляет корень слова

В русском языке есть такое понятие, как морфема. Под ним понимается основные, значимые частицы слова. Выделение этих частей необходимо для определения лексического и грамматического значения речевой единицы. Чтобы определить лексический смысл и выделяется корень слова.

Самая значимая частичка слова – его корень, вычленить корень в слове – значит понять его суть, определить значение. Любая речевая единица может существовать без таких компонентов, как суффиксы, или приставки, но без основы это просто совокупность символов без всякого смысла. Бывают слова, которые содержат в себе несколько таких основ, их может быть две или три, или даже более.

Пример: если взять два слова – небосвод и поднебесье. В данных словах имеются приставка, корень, суффиксы, окончания. Однако основа и в том и в другом случае указывает на основное слово – небо. Если в данных словах опустить корень слова, смысл будет потерян.

РУССКИЙ ЯЗЫК

30. Буквы о и а в корне -гор- — -гар-

Определите по таблице, какая из двух чередующихся гласных в корне >-гор- — -гар- находится под ударением и какая — в безударном положении.

В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква о.

№ 27.

Образец рассуждения. Сг..ревший: в этом слове есть вариант корня -гор- — -гар-; гласная в корне безударная, поэтому в нём нужно писать букву о.

140. Запишите с корнем -гор- — -гар- и с приставками с-, вы-, до-, на-, за-, раз- глаголы несовершенного вида, обозначая условия выбора буквы о в корнях слов. • Составьте 2—3 словосочетания с записанными глаголами.

141. Запишите с корнем -гор- — -гар- и с приставками про-, при-, пере-, об-, у- глаголы совершенного вида, обозначая условия выбора буквы о в корнях слов. • Составьте с любыми записанными глаголами словосочетания «глагол+существительное».

142. Прочитайте. Кто из спорящих прав? Выпишите сначала слова с корнями -кос— — -кас-, -гор- — -гар-, -лож- — -лаг-, затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. • Можно ли заменить выделенное слово синонимами из рамки?

Разгорелся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят-то о вежливости, а это к..сает(?)ся всех!

Пр..шла Люба к одной подруг., смотреть кинофильм по т..левизору. Подруг., картина (не)понравилась, и она ушла спать. Остались у т..левизора отец подруг., и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остаться? Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать»,— утверждала потом Вера.

вежливостъ
учтивостъ
обходительность
любезность

143. Определите виды орфограмм на месте пропусков. Нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм? При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 2—3 своих примера.

  1. Слагаемое, полагаться, предположить, р..сток1,——;
  2. подр..сли, срастаться, возр..ст, прир.хли, к..снуться,——;
  3. собирание, сд..рать, подп..рать, предлагать, ст..реть,——;
  4. к..снуться, приложение, перег..реть, соприкасаться, прикосновение, к..саться,——;
  5. прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..рать, приг..рать, к..сание, ——.

144. Запишите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Учтите, что не ко всем словам могут присоединяться эти приставки. • Составьте сложные предложения с любыми 2—3 записанными словами.

у-, вы-, с-, об-: г..реть(ся), к..саться, р..ти(сь), т..реть.

145. Подберите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. • Составьте словосочетания «сущ.+сущ.».

под-, раз-(рас-), при-, на-: сл..гать, зап.реться, к..снуться, зап..реть, выр..сли.

146. Подберите по четыре слова с чередующимися гласными о — а в корнях -рос- — -раст-, -лож- — -лаг-, -кос- — -кас-, -гор- — -гар- и с чередующимися гласными е — и.

147. Прочитайте. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите слова с корнем -зар- — -зор-. Сформулируйте правило о правописании чередующихся о и а в этом корне. Спишите, вставляя орфограммы на месте пропусков.

Отечество моё Россия

Росинка

В колокольчике таится
Перелив колоколов,
Спит полночная зарница
В зорях дремлющих цветов.
В предрассветную росинку
Окунулась тишина.
И в росинке вся Россия,
Вся Россия мне видна.

(Б. Дубровин.)

148. Составьте таблицу «Чередующиеся о — а и е — и в корнях слов» и заполните её двумя примерами на каждую орфограмму.

149. Прочитайте выразительно. Найдите слова с чередующейся гласной в корне и впишите в составленную в упр. 148 таблицу. Какую роль в тексте выполняют однокоренные слова?

Вот и лето. Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарёю,
Нет совсем и ночи.
По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займётся,
Звякают уж косы.

(И. Суриков.)

150. Рассмотрите рисунки. Составьте по ним рассказ о догадливом рыбаке. Какова основная мысль вашего рассказа? Озаглавьте его.

Закончите рассказ так: Никита сиял от удовольствия. Прекрасная память об улове! Вот что значит быть догадливым человеком!

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. Их можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-,

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

пер/пир

бер/бир

мер/мир в значении «умер, замрёт»

дер/дир

жег/жиг

блест/блист

стел/стил

чет/чит

им-ин/а-я

и – присутствует -а-,

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

выжига

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять, обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол снимать будете проверять другой его формой ‑ снимет.
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем и, если есть суффикс а-, когда его нет ‑ е. Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное оперение соотносят с глаголом опираться, хотя смысл у них разный, в первом случае пишем е, проверочные слова – перья, пёрышко, во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном косоглазие находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания косой глаз, не имеет ничего общего со словом коснуться.

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: