Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,— — U — U — U — U
Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»U — U — U U U —
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.
Существительное с предлогом «в дали»
Выражение «в дали» представляет собой предлог «в» перед существительным «даль» в именительном (редко, во множественном числе), родительном (изредка, в единственном числе), либо (большей частью) в предложном падеже. Нередко употребляется также в локативной форме последнего, в популярных руководствах по русской грамматике обычно называемой локативом или местным падежом (употребляется только с предлогом «в»). Ударение при этом чаще всего падает на «а», но в локативе на «и».
Писать «в дали» («в далях») раздельно нужно при совпадении следующих условий:
- Наблюдаемое на удалении различимо явственно зрительно или, реже, на слух.
- В том же предложении указано или описано, какая такая именно эта даль, то есть дана характеристика удалённой области.
- Кроме того, желательно, насколько это возможно, дать характеристику точки наблюдения и указать её местоположение относительно наблюдаемой дали.
Например:
- «В ясной да́ли обрисовался город» (издали виден конкретный объект, а самая даль охарактеризована по месту расположения прилагательным «дальней»);
- «В да́ли привольной, сколько хватал глаз, раскинулись леса» («привольной» явно указывает на широкий кругозор и равнинную местность вдалеке, а в сочетании с «леса» даёт понять, что наблюдатель смотрит на неё с возвышенности).
С ударением на «и»
Ударение в выражении «в дали» чаще всего переносится на «и» в просторечии, чтобы выговаривать было легче, что касается и приведенных выше примеров, или, допустим:
«Далече собрались? – О, далеко, отсюда не видно! – А что в той дали (род. ед.) интересного? – Посмотрим, вернёмся, расскажем».
«в дали»«и»
- «В дали́ светозарной над степью широкой»;
- «В дали́ морской белеют паруса», и т.п.
Последний пример можно переиначить как «В морской дали́ белеют паруса», ритм предложения от этого не пострадает. Но формально это будет авторским просторечием в художественном тексте (даль получается вроде как в родительном падеже с «неправильным» ударением). Впрочем, умеющие хорошо писать с формальными правилами считаются постольку, поскольку: тут судьи – читатели.
Когда даль не одна
Обозримое вдали пространство может быть неоднородным, то есть сразу могут быть видны несколько разных далей. В таком случае они в совокупности могут быть описаны применением «в дали» во множественном числе именительного или предложного падежей:
- «Куда ходил? – В дальние дали (им. множ.)!»;
- «В суходольных далях (предл. множ.) меж болотцев за россыпью озерков были насыпаны убогие деревеньки».
Во всех формах множественного числа от «в дали» ударение падает на «а».
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Примеры слов с ударением на первом и втором слоге
Русский язык имеет множество слов, которые могут иметь ударение на первом или втором слоге. Рассмотрим некоторые из них:
- СНЕГ — ударение на первом слоге, это существительное означает замерзшую воду, припорошившую землю белым налетом.
- МЕДВЕДЬ — ударение на втором слоге, это существительное означает крупного хищного млекопитающего с коричневым мехом.
- СОЛНЦЕ — ударение на первом слоге, это существительное означает освещающую, нагревающую Землю и другие планеты звезду.
- КИТ — ударение на первом слоге, это существительное означает крупное морское млекопитающее с большой головой и ртом.
Кроме того, есть глаголы, которые могут иметь ударение как на первом, так и на втором слоге. Это, например, глаголы с приставкой по-, например:
- ПОМОЩЬ — ударение на первом слоге, это существительное означает действие, когда один человек помогает другому в трудной ситуации.
- ПОМОГАТЬ — ударение на втором слоге, это глагол означает действие помощи другому человеку.
- ПОРОЖДАТЬ — ударение на первом слоге, это глагол означает создавать что-то новое, порождать.
- ПРОЖИВАТЬ — ударение на втором слоге, это глагол означает жить где-то.
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В
Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
<<Форма демодоступа>>
Сравните:
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Как правильно ставить ударение в слове ожил
В русском языке ударение является одной из самых сложных и важных морфологических категорий. На его правильное размещение зависит не только наше произношение слов, но и их смысл. В данной статье мы рассмотрим правила ударения в слове «ожил».
Первое правило:
В слове «ожил» ударение ставится на последний слог, так как это слово относится к первому типу ударений — слова на -ил, -ин, -он и т.д.:
- Оживать
- жилет
- волнове́жь
Второе правило:
Если в слове «ожил» стоит приставка, то ударение ставится на слог после нее:
- во́збудить — во́збужденный
- про́щаться — про́щальный
- за́валять — за́валивать
Третье правило:
Если слово «ожил» является производным, то ударение падает на корень этого производного слова:
- ожив́ший — ожи́лый
- оживле́ние — ожи́вший
- оживленность — ожив́ший
Следуя этим простым правилам, мы сможем правильно ставить ударение в слове «ожил» и много других слов русского языка.
Какое проверочное слово к слову «концерт»?
В существительном «концерт» два слога, ударение приходится на второй: кон-цЕрт. Таким образом, в безударной позиции находится буква «о». Можно сделать ощибку, написав слово так, как оно произносится: «канцерт». Получится ли подобрать к данному слову проверочное слово. Нет, поскольку оно словарное. Слово нужно запомнить, чтобы впредь при написании не делать ошибок и не сомневаться в его правописании.
Концерт. В этом слове, могут возникнуть сомнения при написании второй буквы (кОнцерт или кАнцерт). В данном случае, проверить правописание обычным способом не получится, поскольку слово словарное. Его следует заучить и запомнить. Правильно писать — кОнцерт.
Пример — на кОнцерте Аллы Пугачёвой, в зале не было свободных мест.
Существительное КОНЦЕРТ. Трудность в написании может вызвать единственная буква, это гласная в корне слова «О». Она безударная, и ударение проверить её тоже нельзя. Значит она непроверяемая гласная. Слово «концерт» относится к разряду словарных. А словарные слова нужно просто запоминать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.
Ну, конечно, иноязычное слово концерт никакого отношения не имеет к концу. Здесь другое происхождение, это итальянское слово Konzert, что на языке древних римлян означал гармонию, лад, а русские взяли в той же форме, где первое безударное -о- надо запомнить.
Слово » обаяние « — словарное, то есть к нему невозможно подобрать проверку. Выход только один еще со школы, где все мы с вами учили длинные списки из таких вот слов, куда, к слову, входило и » обаяние «, — учить наизусть. Много раз писать на бумажке, запоминать. Кстати, лучше всего запоминать слова, если подбирать к ним в уме ассоциации.
Для того, чтобы из массы слов русского языка избрать проверочное для «лепить», нужно выявить буквы, которые требуют проверки. Этим и займёмся:
- «Л» — находится непосредственно перед гласной, поэтому обладает высокой отчётливостью. Не проверяем.
- «Е» — безударная в корне. Проверяем, чтобы не написать «липить» или «ляпить». Проверочные слова: «лепка», «слепок», «лепится». Трёх и достаточно. «Е» во всех случаях оказывается под ударением и исключает ошибочные написания.
- «П» — перед ударной гласной. Прекрасная, чёткая позиция.
- «И» — ударная гласная. Это наиболее выраженная позиция, которая только может быть в речи. Не проверяем.
- «Т» — не очень яркое положение. Можно ошибиться и написать «лепидь». Чтобы не смешить учителя и одноклассников, проверим подобием: «говорить», «сверлить», «дерзить». Убедимся, что «лепить» — это глагольный инфинитив, и никаких «дь» быть не может.
- «Ь» — мягкость «Т» ничем другим выразить невозможно. Поэтому, пишем «Ь».
Слово Выпорхнул отвечает на вопрос Что сделал? и оказывается глаголом прошедшего времени, который образован от инфинитива Выпорхнуть и в котором выделяется нулевое окончание: Выпорхнул-Выпорхнули-Выпорхнула-Выпорхнуло.
Ударение в нем падает на первый слог: вЫпорхнул.
Корнем слова оказывается морфема -ПОРХ-: Порхать-Выпархивать.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная О, а само слово можно ошибочно написать как выпАрхнул. Но это корень в котором имеются чередующиеся гласные О/А и для этого корня действует правило, что под ударением мы в нем пишем гласную А, а без ударения — гласную О
В данных случаях речь идёт о проверяемой безударной глазной в корне. Значит, к каждому из предложенных Вами слов следует подобрать такие однокоренные, в которых проверяемая гласная будет под ударением.
Слово НАГОЙ используется довольно редко в нашей речи и поэтому с подбором проверочного слова могут возникнуть трудности.
Слово » нагой » является прилагательным в полной форме и что бы его проверить, нужно заменить полную форму на краткую.
Источник статьи: http://otvet.ya.guru/questions/2164631-kakoe-proverochnoe-slovo-k-slovu-koncert.html
Как правильно пишется слово «концерт»
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: статусность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «концерт»
Цитаты из русской классики со словом «концерт»
Заезжие фокусники и разные странствующие «артисты» собирали в «Лиссабоне» полный зал; спектакли местного кружка любителей тоже посещались усердно, но особенно были любимы светские концерты местного хора, которыми угощал горожан Мазепа — зимою в «Лиссабоне», а летом на городском бульваре.
Значение слова «концерт»
КОНЦЕ́РТ , -а, м. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе. Симфонический концерт. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «концерт»
Да, мы разделяемся на тех, кто производит что-нибудь, и на тех, кто этим пользуется: одни создают музыкальные концерты, другие едят под музыку.
Дополнительно
Значение слова «концерт»
КОНЦЕ́РТ , -а, м. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе. Симфонический концерт.
Предложения со словом «концерт»
В пещерных залах даже давали концерты классической музыки, акустика-то великолепная.
Матушке порекомендовали пригласить к себе это семейство, чтобы они устроили концерт.
Ночь перед первым концертом тура волнительна как для фанатов, так и для артистов.
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.
Если обобщить правило более доходчиво:
Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.
Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.
Еще момент
При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Немного истории
Японские имена состоят из фамилии и имени, например Куроно Кей, Ниси Дзюичиро, Кисимото Кей. Такой вещи как отчество в японском языке нет. При записи имени всегда первой идет фамилия, т.е. Дзюичиро это имя, хотя русский человек почти наверняка решит наоборот. В общении просто по имени друг к другу японцы обращаются исключительно редко, даже если люди состоят в очень близких, неформальных отношениях, — любовники, члены семьи, очень близкие друзья, в том числе и в неформальной обстановке. Для японцев имя — вещь очень личная, интимная.
В конце имен девушек из благородных семей добавлялся суффикс «-химэ». Его часто переводят как «принцесса», но на самом деле он использовался по отношению к всем знатным барышням.
Для имен жен самураев использовался суффикс «-годзэн». Часто их называли просто по фамилии и званию мужа. Личные имена замужних женщин практически использовались только их близкими родственниками.
Для имен монахов и монахинь из благородных сословий использовался суффикс «-ин».
Самые распространенные сейчас японские фамилии — Судзуки, Танака, Ямамото, Ватанабэ, Сайто, Сато, Сасаки, Кудо, Такахаси, Кобаяси, Като, Ито, Мураками, Оониси, Ямагути, Накамура, Куроки, Хига.
Большинство японских женских имен заканчиваются на «-ко» («ребенок») или «-ми» («красота»). Девочкам, как правило, даются имена, связанные по смыслу со всем красивым, приятным и женственным. В отличие от мужских имен, женские имена обычно записываются не кандзи, а хираганой.
Некоторые современные девушки не любят окончание «-ко» в своих именах и предпочитают его опускать. Например, девушка по имени «Юрико» может называть себя «Юри».
Правила ставления ударения в слове ожил
Ударение в слове ожил ставится на последний слог, если этот слог – корень слова. Например: ожил, оживал, возжелал.
Если перед окончанием добавляется суффикс или приставка, то ударение в слове ожил падает на предпоследний слог. Например: ожилок, ожилеть, ожилище.
При всевозможных словообразовательных изменениях ударение в слове ожил остаётся на том же месте. Например: оживший, оживление, оживающий.
Исключения:
- В словах, где корневая согласная “ж” стоит перед “л” или “н”, ударение переносится на предпоследний слог. Например: вожделение, вождение, возжелать.
- В некоторых словах ударение может быть и на другом слоге. Например: ожилеть/ожелеть, ожидание/ожиданье.
Примеры словоформ со ставлением ударения в слове ожил Словоформа Ударение
ожилище ожилище
обожили
обожили
оживает оживает
возожелать возожелать
Понятие ударения в русском языке
Ударение — это интонационное выделение слога в слове. В русском языке, как и в других языках, существует общее правило, что слово имеет только одно ударение. Оно может стоять на любом слоге слова, но только на одном.
Ударение в русском языке является обязательным элементом произношения слова. Оно может изменять значение слова и его форму, например, слово мАть (ударение на первом слоге) и матЕрь (ударение на втором слоге) имеют разное значение и разную форму.
Существует группа слов, которые могут быть написаны одинаково, но иметь различное ударение и следовательно, различное значение. Например, зАмок — крепость, и замОк — замок для запирания. Поэтому, правильное выделение ударений в таких словах необходимо для точного понимания смысла.
Место ударения в слове определяется правилами русской орфографии, которые регламентируют ударение в зависимости от типа слова, его формы и происхождения. Существуют особенности ударения в различных частях речи: в имя существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, и т.д.
Важно помнить, что правильное выделение ударений в словах — это не только просто правильное произношение, но и ключ к пониманию смысла текста и избежанию ошибок в написании и грамматических конструкциях
Наречие «вдали»
«Вдали» в русском языке является наречием, самостоятельной частью речи, обозначающей признак действия, качества, другого признака или, реже, предмета. На письме и в устной речи не изменяется (все наречия – неизменяемые слова). Состоит из приставки «в-», корня «-дал-» (от «даль» в смысле нечто удалённое, дальнее) и суффикса «-и». Используется как обстоятельственное наречие двух видов (разрядов):
- Места: «Вдали за отлогой ложбиной начинался высокий бор-беломошник». Синонимы «вдалеке»; частичные «далее», «далеко», «далече», «поодаль» (если вдалеке не прямо по взору, а в стороне). Синонимические выражения «в отдалении» (к «вдалеке»), «на отдалении» (к «поодаль»).
- Времени (редко): «На первом курсе вуза диплом видится вдали как некое великое свершение, а на поверку оказывается рутинной скучной работой»; «Новобранец в призывной армии по умолчанию не хочет вдали ничего, кроме демобилизации». Синоним «впоследствии»; частичные «далее», «затем», «после», «потом». Синонимические выражения «в будущем», «в дальнейшем».
«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!