Корни лож-лаг

Типы орфограмм в корне

Орфографические трудности в корне делятся на три типа: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные и гласные в корнях с чередованием. Проверяемые безударные гласные. Правописание можно проверить по родственному слову.

Орфограмму в корне к.тёнок проверяем по слову с ударением на корне ко́т.

Непроверяемые безударные гласные. Эту орфограмму нельзя проверить с помощью однокоренного слова. Написание слова с непроверяемой безударной гласной определяется по словарю.

Л.б.ринт, м.нд.рин, пр.в.легия. Сколько ни пытайся подобрать родственное слово с ударением на нужном слоге, ничего не получится. Правописание таких слов нужно выучить.

Гласные в корнях с чередованием. Это несколько пар корней, в которых не действует проверка по родственному слову. Написание корней с чередованием может зависеть от ударения, суффикса, смысла или согласной в корне.

В корне загореть пишется О, так как корень находится не под ударением. Нельзя проверять загореть с помощью загар, потому что в таком случае пришлось бы писать А в корне, а это неверно.

Разберём подробнее каждый тип орфограмм.

Корни лаг-лож правило

касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается). клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср.

покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние .

Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож .

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Буквы О – А в корне –ЛАГ- — — ЛОЖ-

Слайд 2

Текст слайда:

Повторим.

Какой раздел науки о языке мы изучаем? ПродолжитеМорфема – это …Корень слова – это …Орфограмма – это …

Слайд 3

Текст слайда:

Для чего мы должны изучать орфограммы?Какие вы знаете орфограммы в корне слова?

Слайд 4

Текст слайда:

Безударные гласные в корнепроверяемые чередующиеся непроверяемые

Слайд 5

Текст слайда:

Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы.

Л…сник, осм…треть, уд..рать, соч..тание, н…бесный, г…мнаст, прил…жить, изл…гать, расст..лить, м…ршрут, м…рковь.

Слайд 6

Текст слайда:

Проверим

лесник удирать гимнастосмотреть сочетание маршрутнебесный расстелить морковь приложить излагать

Слайд 7

Текст слайда:

Какова же наша учебная задача? Какую цель мы преследуем на уроке?

Слайд 8

Текст слайда:

Как мы можем
узнать правило
написания корня
с чередованием
-ЛАГ- — -ЛОЖ-? 

Открытие нового знания

Слайд 9

Текст слайда:

Самостоятельно выявите определённые закономерности

* Запишите словосочетания в 2 столбика, * выделите корень, * сравните слова и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Слайд 10

Текст слайда:

Напишешь изложение, предлагаем маршрут, разбор прилагательного, приложить усилия, сложить части, возлагать надежды.

Слайд 11

Текст слайда:

От чего же зависит правописание букв О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-? Сформулируйте правило написания чередующихся гласных.

Слайд 12

Текст слайда:

Закрепление

Составим алгоритм выделить корень;   подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» — «О»; можно выделить суффикс: если за корнем есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А».

Слайд 13

Текст слайда:

Работа с учебником

Слайд 14

Текст слайда:

Работа по алгоритму

Пол..жить в портфель Предл..гают путёвкуВозл..жить венокПол..гаюсь на друга Составьте предложения с этими словосочетаниями.

Слайд 15

Текст слайда:

Самостоятельная работа

Сложное предл..жение,   предл..гать командиру,  сл..жить парашют,  прол..жить дорожку, распол..жить по алфавиту,сл..гаемые успеха,сл..жение и вычитание

Слайд 16

Текст слайда:

Проверим

Сложное предложение,   предлагать командиру,  сложить парашют,  проложить дорожку, расположить по алфавиту,слагаемые успеха,сложение и вычитание

Слайд 17

Текст слайда:

Работа с учебником

Составьте словосочетания. Упр. 223.

Слайд 18

Текст слайда:

Запомните!

Корень -лаг—лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться

Слайд 19

Текст слайда:

Неправильно говорить: «Ложу книгу на стол»  Правильно говорить:  «Кладу книгу на стол» «Положу книгу на стол»

Слайд 20

Текст слайда:

Раскройте смысл данных пословицОбъясните орфограммы

Не сиди сл..жа руки – так не будет скуки.

Отработав ,что пол..гается, съешь, что причитается.

Слайд 21

Текст слайда:

«Я свинья из басни Крылова.Не знаю, как пишется слово.Не могу я никак разобраться в корнях с чередованиями»

Слайд 22

Текст слайда:

Распределите слова по орфограммамв два столбика

Слайд 23

Текст слайда:

Игра «Четвертое лишнее»

Слайд 24

Текст слайда:

Составь слово

Слайд 25

Текст слайда:

Вставьте нужную букву в таблицу

разл..житьпредл..гатьотл..житьраспол..житьпол..жениеотл..гатьзал..житьбезл..гательныйизл..жениесл..гатьул..жить

Слайд 26

Текст слайда:

Подготовка к ЕГЭ

В каком ряду во всех словах пропущена  безударная гласная корня, проверяемая ударением?  1. Ж..натый, сл..жить, св..бодный 2. Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой 3. Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый 4. Изл..жение, пол..жение, зв..зда

Слайд 27

Текст слайда:

Объясните орфограммы.
Начертите схемы предложений

Мы верно предпол…гали, что в поход пойдут все ребята. В рюкзаки сл…жили продукты, мячи, бутылки с водой. На поляне Дима предл…жил организовать футбольный матч. Когда победный гол завершил игру, девчонки разл…жили на скатерти съестное и пригласили всех на обед.

Слайд 28

Текст слайда:

Проверим

,(что … =…- ).. . (Когда — =),.

=

=

Слайд 29

Текст слайда:

Домашнее задание

§ 29, стр.100. Выучить правило. Упр. 225, 226 илисоставить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях)

Слайд 30

Текст слайда:

Подведём итог урока

Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников, используя слова с корнями –ЛАГ- — -ЛОЖ ( излагали, предполагали, выложились, проложили и т.д.).

Слайд 31

Текст слайда:

Спасибо за работу!

Правило -лаг-, -лож-

В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.

  • По лаг ать — по лож ить;
  • При лаг ательное — при лож ение;
  • Из лаг ать — из лож ение;
  • С лаг ать — с лож ение;
  • Воз лаг ать — воз лож ить;
  • Распо лаг ать — распо лож ить;
  • Пред лаг ать — пред лож ить .

Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:

  • Нельзя: ложи. Нужно: клади;
  • Слова — исключения: полог и подлог.

Правописание некоторых чередующихся гласных

  • В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а»,без ударения -«о»: за гар , за гор елый.
  • В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: кас аться, кос нуться.
  • Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: мак ать блин в сгущёнку.
  • А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»:про мок нуть под ливнем.
  • В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква « и» , если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется « е» .

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Правописание слов с корнем -лож-/-лаг-

Правило, регулирующее написание А/О в этом корне, — одно из самых простых среди тех, которые касаются чередования. Это одно из первых правил чередования, которое школьники узнают в 5 классе. На наше счастье, в корне происходит одновременное чередование гласных и согласных звуков. В корне, содержащем букву Ж, всегда пишется О. В корне с буквой Г — всегда А. Единственным исключением из этого правила является слово полог.

Можно встретить и другое объяснение. В слове, где корень содержит букву А есть суффикс А: слагаемое, предлагать. В корне с буквой О такого суффикса нет: изложение, заложить. В любом случае исключением всё равно будет являться слово полог, в нём нет никакого суффикса.

Примеры слов с корнем -лож-

  • Существительные с корнем -лож-: предложение, положение, изложение, сложение.
  • Глагола с корнем -лож-: отложить, расположить, расположиться, уложить, переложить, предположить.
  • Прилагательные и причастия с корнем -лож-: предложный, сложенный, выложенный, отложной, отложенный.

Примеры слов с корнем -лаг-

  • Существительные с корнем -лаг-: слагаемое, прилагательное,
  • Глаголы с корнем -лаг-: предлагать, полагать, излагать, предполагать, располагать, налагать.
  • Прилагательные и причастия с корнем -лаг-: безотлагательный, излагаемый, налагаемый,

Нужно помнить, что речь идёт только о безударной гласной в корне. Под ударением перед Ж может быть А (слаженный, налаженный), а перед Г — О (налоговая, слог).

В русском языке есть слова, корень которых похож на корень -лож-/-лаг- (логичный, аналог, ложный, наслаждение). Разница заключается не только в неполном совпадении, но и в том, что корни имеют другое лексическое значение. Правило чередования к таким словам применять нельзя.

Что мы узнали?

В корне -лаг-/-лож- происходит одновременное чередование гласного и согласного звука. Поэтому, определяясь с написанием гласной, мы ориентируемся на согласный Ж или Г. Перед Ж пишется О, а корень с буквой Г содержит гласную А.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

  1. Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
  2. Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
  3. Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
  4. Курсы русского языка.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: