Как провести морфологический разбор частей речи?

Синтаксическая функция

Синтаксическая функция – это роль слова в синтаксической конструкции. Чтобы определить, какую синтаксическую функцию выполняет анализируемое слово, нужно посмотреть на его место в предложении и определить, каким членом предложения является данное слово.

Конкретного правила по определению синтаксической функции той или иной части речи нет, так как любое слово может выполнять любую функцию в предложении.

Что мы узнали?

Морфологический разбор производится по следующему плану: определение частеречной принадлежности анализируемого слова, его общего грамматического значения, постановка слова к начальную форму, определение постоянных и непостоянных морфологических признаков, определение синтаксической функции. Общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки у каждой части речи свои.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какое действие является первым шагом морфологического разбора?

    • Постановка слова в начальную форму
    • Определение частеречной принадлежности и общего грамматического значения
    • Определение постоянных и непостоянных морфологических признаков
    • Определение синтаксической функции

Морфологический разбор существительного

Раздел кодификатора ОГЭ: 4.3 Морфологический анализ слова

Морфологический разбор существительного. План морфологического разбора имени существительного.

II. Морфологические признаки:

  2. Постоянные признаки:

а) нарицательное / собственное (парта / Москва);

б) одушевленное / неодушевлённое (девочка / школа);

в) род:
⇒   женский (мама);
⇒   средний (облако);
⇒   мужской (папа);
⇒   общий (сирота);

г) склонение1 :
   1-е (мама, папа, земля, дядя);
   2-е (облако, мяч_, море);
   3-е (мышь_, степь_);
   разносклоняемое (мать_, дочь_, путь_ + 10 сушествительных на —мя2);
   несклоняемые (кофе, пальто);
   адъективные (склоняются как имена прилагательные: вожатый);
   вне склонения (только во множественном числе: сливки);

д) разряд3:
⇒   конкретные (называют конкретные предметы живой/неживой природы: парта, дом, ребёнок);
⇒   вещественные (называют различные вещества: молоко, железо, масло);
⇒   отвлеченные / абстрактные (называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, бег, упрямство, радость, храбрость, выносливость);
⇒   собирательные (называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, листва — только в единственном числе);
⇒   со значением парных предметов4 (брюки, ворота, очки, ножницы — только во множественном числе).

  3. Непостоянные признаки (употреблено в форме):

  • а) число:
       единственное число (машина, корова, карандаш) + только в единственном числе (воздух, молоко);
       множественное число (машины, коровы, карандаши) + только во множественном числе (ножницы, сливки);
  • б) падеж5 (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.);

III. Синтаксическая роль (может быть любым членом предложения).

Примеры: 

Концевые сноски:

1 Склонением называют изменение имён существительных по падежам и числам. Изменяемые имена существительные в русском языке распределяются по трём склонениям:

2 10 разносклоняемых имён существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

3 Вещественные, отвлечённые/абстрактные, собирательные, имена существительные со значением парных предметов не изменяются по числам: имеют либо только форму единственного числа, либо только форму множественного числа. Изменяются по числам лишь в отдельных случаях: сливочное масло (ед. ч.); НО: эфирные масла (мн. ч.), т. е. разные виды масел. Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение: чтение — название действия, которое выполняет человек, читая что-либо написанное; чтения — цикл докладов или лекций, посвящённых какому-либо вопросу (в данном случае отвлечённое/абстрактное существительное «чтение», употребленное во множественном числе переходит в разряд конкретных) .

4 Иногда данный разряд объединяют с разрядом конкретных имён существительных.

5 Несклоняемые существительные не изменяются по падежам.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Морфологический разбор существительного». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Все конспекты уроков по теме «Имя существительное«:

Непостоянные морфологические признаки

Непостоянные морфологические признаки – это ряд морфологических категорий, которые в зависимости от нахождения слова в определенном контексте меняются.

Все части речи имеют собственные непостоянные признаки:

  • имя существительное – падеж и число;
  • имя прилагательное – степень сравнения, краткая или полная форма (только у качественных имен прилагательных), падеж, число, род;
  • имя числительное – падеж, число, род;
  • местоимение – падеж, число, род;
  • глагол – наклонение, число, время, лицо, род;
  • причастие – полная или краткая форма (только у страдательных причастий), падеж (только у причастий в полной форме), число, род;
  • наречие – степень сравнения (только у наречий на -о, -е, образованных от качественных имен прилагательных).

У деепричастий отсутствуют непостоянные морфологические признаки, так как это неизменяемая часть речи.

«Стали» (имя существительное)

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • II Начальная форма: сталь — единственное число, именительный падеж;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • неодушевлённое
      • женский род
      • 3-е склонение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • 1) стали:
        • единственное число
        • родительный , дательный , предложный падежи
      • 2) стали:
        • множественное число
        • именительный или винительный падеж
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

1) стали – единственное число, родительный падеж

2) стали – единственное число, дательный падеж

3) стали – единственное число, предложный падеж

4) стали – множественное число, именительный падеж

5) стали – множественное число, винительный падеж

Склонение имени существительного по падежам

Именительный падеж кто? что? сталь стали
Родительный падеж кого? чего? стали сталей
Дательный падеж кому? чему? стали сталям
Винительный падеж кого? что? сталь стали
Творительный падеж кем? чем? сталью сталями
Предложный падеж о ком? о чём? стали сталях

Примеры предложений со словом стали

После первого полуфинала с «Реалом» на родине его стали называть «красавец ночи».

И вопрос стоит: мы стали меньше пить, или, как в том анекдоте, мы стали меньше кушать?

Люди стали ответственнее относиться к своему рациону питания за последний год.

Поклонники тут же стали перешептываться, что звезда ждет второго ребенка.

Участниками программы также стали Первомайский поссовет, Донской сельсовет Тамбовского района, Мичуринск и Уварово.

У меня был сбой цикла и болело внизу живота, так сразу стали проверять на внематочную.

В последнее время споры о налогообложении стали главной темой ведущих мировых изданий.

Мы с друзьями построили ультракоротковолновый передатчик и, не зарегистрировав, стали его испытывать.

Самой дорогой картиной стали «Яблоки» Поля Сезанна, которые ушли с молотка за 41,6 млн долларов.

Особенно активной силой в тот период стали неоконсерваторы.

Неизбежные проблемы рыночной экономики не стали препятствием на пути упрочения наметившихся тенденций.

Буквы подтянулись, стали стройнее, цифры выстроились, поумнели.

И кучки и одинокие пешеходы стали перебегать с места на место, чтобы лучше видеть.

Не без спору решив, кому первому войти в темный чулан, мы уселись и стали ждать.

Мальчики растянулись плашмя на полу и, глядя в круглые дырки от сучков, стали ждать, замирая от страха.

Мальчики положили в неё два мешка, прикрыли их старым тряпьём и стали взбираться на гору, таща за собой свой груз.

Глубокой осенью 1917 года стали возвращаться с фронта казаки.

Но когда стали обсуждать и рассматривать, то и он оказался не без пользы.

Мальчики увидели с моста, как закружило в водовороте собаку, и стали смотреть на это зрелище как на спектакль.

Когда время подошло к четырем и Лесси поднялась, они стали следить глазами за каждым ее движением.

Источник статьи: http://partofspeech.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 529,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 185,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Таблица наклонений:

Название Особенности
Инфинитив Не имеет лица и рода

Писать

Название Особенности
Условное (сослагательное) Только прошедшее время;Частица бы, б;Изменение по родам.

Писал бы

Название Особенности
Изъявительное Совершенные: настоящее и будущее времяНесовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время

Писал, пишу, буду писатьНаписал, напишу, буду писать 

Название Особенности
Повелительное Образуются от будущего или настоящего времени;Имеют суффиксы «и» и «те».

Пиши, пишите. 

Запомним, что одним из признаков наличия повелительного наклонения может быть наличие восклицательного знака. Его можно отличить от других типов именно по интонации. 

Давайте попробуем разобрать глаголы как части речи по образцу.

Типовая схема морфологического разбора

Типовая схема морфологического разбора практически не зависит от особенностей той или иной анализируемой единицы и включает три аспекта:

  1. Общекатегориальное значение (грамматическое значение), которое является особым для каждого лексико-грамматического класса. Например, это может быть значение предметности, качества, действия, его признака и проч. Способность слова к изменению, выражающаяся в наличии начальной формы – исходного варианта, от которого образованы все другие формы.
  2. Собственно морфологические признаки, которые подразделяются на классифицирующие (неизменные для данного лексико-грамматического класса) и словоизменительные (переменные, непостоянные), отражающие особенности образования различных форм слов. Существует ряд классифицирующих признаков, которые противопоставляют между собой целые классы слов. Например, именные части речи отличаются способность к склонению – изменению по падежам, в то время как глагольные лексемы характеризуются категорией вида и спряжения. В то же время неизменяемые слова противопоставляются классы изменяющихся лексем, а полнозначные слова – служебным.
  3. Выполняемая в предложении функция – важный аспект грамматической характеристики, поскольку отражает конкретную реализацию той или иной лексему в структуре синтаксических конструкций.

Пример 1

Рассмотрим реализацию данной схеме на примере анализа лексемы «пером» из предложения: «Что написано пером, не вырубишь и топором».

Пером – это имя существительное.

  1. Написано (чем?) пером. Слово отвечает на падежный вопрос и обозначает предмет. Начальная форма – перо, то есть форма И. п. ед. ч.
  2. Классифицирующие признаки: неодушевленное (не совпадают формы Р. п. и В. п.), нарицательное, конкретное, ср. р., 2-е школьное (1-е академическое) склонение. Словоизменительные признаки: в предложении стоит в форме Т.п. ед. ч.
  3. Выполняет синтаксическую роль дополнения, что типично для слов данного лексико-грамматического класса.

Основные трудности морфологического разбора

Основные проблемы, связанные с морфологическим разбором слов, заключаются в следующем:

  1. Слабые знания в области русской грамматики, несформированное представление о лексико-грамматических классах и их признаках.
  2. Неумение опознать форму слова, выделить его структурные элементы, имеющие грамматическое значение (например, окончание, формообразующие суффиксы).
  3. Незнание основных грамматических категорий и способов их выражения (например, неумение определить вид и переходность глагола, залог причастия).
  4. Смешение категорий грамматики (неразличение причастий и отглагольных прилагательных, существительных и местоимений).
  5. Смешение грамматического значения и синтаксической функции анализируемой единицы языка.

Преодолеть эти трудности помогает правильно организованная работа по усвоению грамматических тем

Педагогу необходимо постоянно акцентировать внимание на грамматическом статусе, морфологических признаках изучаемого явления, а также вводить элементы морфологического разбора при выполнении каждого задания. Так, при изучении орфографических тем целесообразно ставить задания, касающиеся определения частеречной принадлежности слова, его грамматических показателей, их значения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: