Склонение существительного «знамя» (изменение по падежам и числам)
Существительное «зн а́ мя» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | зн а́ мя | знам ё на |
Родительный Кого? Чего? | зн а́ мени | знам ё н |
Дательный Кому? Чему? | зн а́ мени | знам ё нам |
Винительный (неод.) Кого? Что? | зн а́ мя | знам ё на |
Творительный Кем? Чем? | зн а́ менем | знам ё нами |
Предложный О ком? О чём? | зн а́ мени | знам ё нах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова летучесть (существительное):
Предложения со словом «знамя»
Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.
Цитаты из русской классики со словом «знамя»
Мальтийский восьмиугольный крест был внесен в российский государственный герб. Император стал жаловать его за военные подвиги, вместо георгиевского ордена, крест этот сделался украшением дворцовых зал, и, в знак своего благоволения, Павел Петрович раздавал его войскам на знамена, штандарты, кирасы и каски.
Значение слова «знамя»
ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п. (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
Значение слова «знамя»
ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п.
Предложения со словом «знамя»
Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.
Он одним из первых старых кадровых офицеров китайской буржуазной армии поднял знамя борьбы за дело народа.
– Сохранил с сорок первого боевое знамя полка, которое ему передал умирающий командир.
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%8F
Склонение слова «Стол»
Склонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 83451 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.
Единственное число
Падеж | Вопрос | Слово |
---|---|---|
именительный | Кто, что? | стол |
родительный | Кого, чего? | стола |
дательный | Кому, чему? | столу |
винительный | Кого, что? | стол |
творительный | Кем, чем? | столом |
предложный | О ком, о чём? | столе |
Множественное число
Падеж | Вопрос | Слово |
---|---|---|
именительный | Кто, что? | столы |
родительный | Кого, чего? | столов |
дательный | Кому, чему? | столам |
винительный | Кого, что? | столы |
творительный | Кем, чем? | столами |
предложный | О ком, о чём? | столах |
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д
п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Определение несклоняемых слов-существительных
Несклоняемые имена существительные, как правило, являются словами иноязычного происхождения. Суть их, как водится, в семантике: склонение по падежам данных слов внешне остаётся неизменным. К несклоняемым существительным принято относить:
- славянские (а именно русские и украинские) фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их, -аго и -о. К примеру: Тарас Шевченко, доктор Живаго, село Дурново;
- существительные иностранного происхождения, у которых основа оканчивается на гласный: меню, шоссе, кашне, кенгуру;
- сложносокращённые слова и аббревиация: вуз, МГУ, сельпо, универмаг;
- существительные женского рода с основой, оканчивающейся на согласный: мадам, миссис и так далее.
Обычно у обучающихся возникают проблемы с определением рода таких несклоняемых существительных, однако упомянуть о падежных окончаниях также необходимо.
Определение падежа у несклоняемых существительных
Определить падеж и склонение имен существительных у изолированного от контекста несклоняемого существительного крайне сложно. Другое дело, если слово представлено в словосочетании, ещё лучше — если в предложении. Тогда склонения существительных и их падежные окончания будут определяться по прилагательному или другой именной части речи, стоящей рядом с несклоняемым существительным. В качестве примера следует избрать два словосочетания: красивый Тбилиси, чёрное пальто.
- Именительный падеж: словоформы остаются неизменными;
- Родительный падеж: красивого Тбилиси, чёрного пальто;
- Дательный падеж: красивому Тбилиси, чёрному пальто;
- Винительный падеж: красивый Тбилиси, чёрное пальто;
- Творительный падеж: красивым Тбилиси, чёрным пальто;
- Предложный падеж: о (на) красивом Тбилиси: о (на) чёрном пальто.
Только благодаря наличию прилагательных обучающийся сможет правильно определить падежную принадлежность того или иного слова иноязычного происхождения.
Итак, в данной статье лаконично и понятно освещены основные вопросы склонения имён существительных и падежной принадлежности существительных. Для носителя языка склонение по падежам не представляется слишком сложным занятием. Русский язык полон глубоких тайн и загадок, и сегодня читателю удалось заглянуть в ещё один потаённый уголок родной речи. Освоив древнейшее и одновременно сложнейшее искусство слова, человек может научиться ранить и врачевать, начинать войны и останавливать их. Но главное, сможет гордиться своей принадлежностью, любить язык и привлекать к этому остальных.
Все существующие падежи русского языка
1) Именительный падеж — кто?, что?2) Родительный падеж — нет кого?, чего?3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Несклоняемые имена существительные
К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:
авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.
Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.
Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.
Что такое падеж?
Несмотря на то, что устанавливать падеж учат ещё в третьем классе, для многих учащихся вопрос — как определить падеж — остаётся открытым вплоть до выпускного класса
Но для того, чтобы ясно понимать тему и уметь составлять склонение существительных в русском языке таблица, следует разобраться с категорией падежа как таковой, ведь без неё не существует склонение по падежам, такое важное для морфологии
Падеж — категориальное понятие этой науки, разделяющий существительные (в данном случае) на 6 рядов противопоставленных друг другу форм. Некоторые окончания в них могут совпадать, но все шесть падежей не могут иметь одно и то же окончание. Исключение составляют несклоняемые существительные, о которых будет говориться позже. Итак, полный список падежей с вопросами:
- Именительный. Ставит вопросы кто? что?
- Родительный. Ставит вопросы кого? чего? Вспомогательным вопросом для учащегося становится откуда?
- Дательный. Ставит вопросы кому? чему?
- Винительный. Ставит вопросы кого? что? Вспомогательным вопросом является куда?
- Творительный. Ставит вопросы кем? чем?
- Предложный. Ставит вопросы о (на) ком? о (на) чём? Вспомогательным вопросом видится где?
Если уважаемый читатель внимательно посмотрит на названия падежей, он быстро поймёт, что даже семантика их названий становится подсказкой. Так, в дательном падеже, с корнем -дат- (кому? чему?) что-либо. То же самое действует и с другими падежами, читатель может догадаться о подсказках, кроющихся в названиях падежей, самостоятельно.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 144,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 70,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 58,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 139,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 205,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 213,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 173,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 16,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 142,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 586,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 606,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 148,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Предлоги падежей и смысловые вопросы
Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?
Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?
Таблица склонений имен существительных
Чтобы определить склонение имени существительного, для начала определяем его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. А после — по роду и окончанию определяем склонение. Вот и все!
Для удобства можно использовать таблицу падежных окончаний имен существительных русского языка. Табличка особенно пригодится в 4 классе, когда школьники только начинают знакомиться с этой темой.
Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!
Падежные окончания имен существительных: таблица
Единственное число
Множественное число
Мы выделили окончания множественного числа в отдельный столбец, так как различия между ними менее существенны, чем в единственном числе.
Знак ударения над окончанием значит, что оно всегда будет ударным. Если последняя согласная в слове г, к, х, ж, ш, щ или ч — окончание -ы заменяем на -и.
Символ ö значит чередование о / е / ё. Для наглядности сделали отдельную таблицу на примере окончания творительного падежа единственного числа 1-го склонения.
Конечный согласный основы
Шипящий (ж, ш, ч, щ) или ц
стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем
ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм
Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:
сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;
чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;
выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;
чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.
Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Окончания в падежах существительных второго склонения
Для того, чтобы эффективно создать склонение по падежам таблица с окончаниями, следует выяснить, какие окончания принадлежат существительным второго склонения. Для примера стоит избрать слово закон, имеющее нулевое окончание, для которого и произойдёт склонение по падежам, чёткое и понятное.
- В именительном падеже слово остаётся неизменным;
- В родительном падеже слова имеют окончания -а, -я: закона;
- В дательном падеже слова имеют окончания -у; -ю: закону;
- В винительном падеже слова имеют нулевое окончание, а также -о, -е, -я: закон;
- В творительном падеже слова имеют окончания -ом, -ем (-ём): законом;
- В предложном падеже слова имеют окончания -е, -и: законе.
Так, становится понятно, что все падежи существительных имеют разнообразные окончания. Для того, чтобы полностью разобраться в этой теме, стоит выяснить, какие окончания приобретают падежи существительных в третьем склонении.
Изменение по падежам слова «оба»
Это собирательное числительное может сочетаться с существительными мужского и среднего рода, например:
- вариант — оба варианта;
- объект — оба объекта;
- качество — оба качества;
- направление — оба направления.
Понаблюдаем за изменением рассматриваемого числительного по падежам. Для сравнения возьмем одушевленное и неодушевленное существительное.
- и.п. оба друга, оба здания;
- р.п. имена (кого?) обоих друзей, стены (чего?) обоих зданий;
- д.п. дам (кому?) обоим друзьям, подойду (к чему?) к обоим зданиям;
- в.п. поздравлю (кого?) обоих друзей, вижу (что?) оба здания;
- т.п. горжусь (кем?) обоими друзьями, (чем?) обоими зданиями;
- п.п. расскажу (о ком?) об обоих друзьях, (о чём?) об обоих зданиях.
У собирательного числительного в паре с одушевленным существительным совпадают формы родительного и винительного падежей, и соответственно с неодушевленным существительным — формы именительного и винительного падежей.
Отметим, что при склонении рассматриваемого числительного в корне слова появляется беглая гласная «о»:
обо-их — корень/окончание
Примеры предложений
Приведем случаи употребления этого собирательного числительного из сборника «Белый клык. Зов предков» Джека Лондона.
Особенности склонения отдельных слов
Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.
Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.
Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.
Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.
Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.
Часть речи «оба», «обе»
Выясним, в чем заключается разница в их употреблении, сразу указав, что интересующие нас слова в русском языке являются числительными.
Определение
Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (пять, семеро, десятый, оба, девятеро).
По значению имена числительные делятся на три разряда:
- количественные (один, двадцать, семьсот сорок пять);
- собирательные (двое, трое, десятеро, оба);
- порядковые (первый, тридцать второй, семисотый).
Значит, слова «оба», «обе» принадлежат к собирательным числительным и обозначают количество предметов как совокупность. В чем состоит их различие? Они различаются родовой принадлежностью, и вследствие этого сочетаемостью с именами существительными.
Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения
Русское название падежа |
Латинское название падежа |
Вопросы |
Предлоги |
Окончание |
|||
Единственное число |
Множ. число |
||||||
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|||||
Именительный |
Номинатив |
Кто? Что? (есть) |
— — |
-а, -я |
—, -о, -е |
— |
-ы, -и, -а, -я |
Родительный |
Генитив |
Кого? Чего? (нет) |
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
—, -ов, -ев, -ей |
Дательный |
Датив |
Кому? Чему? (дам) |
к, по |
-е, -и |
-у, -ю |
-и |
-ам, -ям |
Винительный |
Аккузатив |
Кого? Что? (вижу) |
в, за, на, про, через |
-у, -ю |
-о, -е |
— |
—, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный |
Инструментатив |
Кем? Чем? (горжусь) |
за, над, под, перед, с |
-ой (-ою), -ей (-ею) |
-ом, -ем |
-ю |
-ами, -ями |
Предложный |
Препозитив |
О ком? О чем? (думаю) |
в, на, о, об, обо, при |
-е, -и |
-е, -и |
-и |
-ах, -ях |
Изменение по падежам слова «оба»
Это собирательное числительное может сочетаться с существительными мужского и среднего рода, например:
- вариант — оба варианта,
- объект — оба объекта,
- качество — оба качества,
- направление — оба направления.
Понаблюдаем за изменением рассматриваемого числительного по падежам. Для сравнения возьмем одушевленное и неодушевленное существительное.
- и.п. оба друга, оба здания
- р.п. имена кого? обоих друзей, стены чего? обоих зданий
- д.п. дам кому? обоим друзьям, подойду к чему? к обоим зданиям
- в.п. поздравлю кого? обоих друзей, вижу что? оба здания
- т.п. горжусь кем? обоими друзьями, чем? обоими зданиями
- п.п. расскажу о ком? об обоих друзьях, о чём? об обоих зданиях.
У собирательного числительного в паре с одушевленным существительным совпадают формы родительного и винительного падежей, и соответственно с неодушевленным существительным — формы именительного и винительного падежей.
Отметим, что при склонении рассматриваемого числительного в корне слова появляется беглая гласная «о»:
обо-их — корень/окончание
Примеры предложений
Приведем случаи употребления этого собирательного числительного из сборника «Белый клык. Зов предков» Джека Лондона.
В такие минуты оба волка угрожающе рычали и скалили друг на друга зубы.
В пяти-шести милях от логовища ручей разветвлялся и оба его рукава под прямым углом поворачивали к горам.
Оба зверя катались по земле, рысь рвала свою противницу зубами и когтями, а волчица могла пускать в ход только зубы.
Темный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной льдом реки.
Он послушался обоих инстинктов: покорялся до тех пор, пока рука не коснулась его, а потом решил бороться и схватил её зубами.
Рекомендации по выбору падежа в зависимости от содержимого альбома
При выборе падежа в альбоме следует учитывать содержимое. Например, если в альбоме содержатся фотографии с животными, то рекомендуется использовать винительный падеж. Например: «Фотографии моего кота». Это связано с тем, что винительный падеж используется для обозначения действия, направленного на объект. В данном случае, действие — сделать фотографии, на объект — кота.
Если в альбоме содержатся фотографии с людьми, то рекомендуется использовать родительный падеж. Например: «Фотографии моих друзей». Родительный падеж используется для обозначения принадлежности, т.е. фотографии принадлежат друзьям.
Если в альбоме содержатся фотографии с местами, то рекомендуется использовать предложный падеж. Например: «Фотографии из Парижа». Предложный падеж используется для обозначения места.
Если в альбоме содержатся фотографии документов, то рекомендуется использовать винительный падеж. Например: «Фотографии моего паспорта». Это связано с тем, что документ олицетворяет объект, на который направлено действие — сделать фотографии.
- Винительный падеж использовать для фотографий с животными и документами;
- Родительный падеж использовать для фотографий с людьми;
- Предложный падеж использовать для фотографий с местами.
Итак, при выборе падежа нужно учитывать содержимое альбома и использовать соответствующий падеж. Это поможет сделать название более правильным и грамотным.