Альбом

Склонение слов «оба», «обе». примеры сочетаемости с существительными

Склонение существительного «знамя» (изменение по падежам и числам)

Существительное «зн а́ мя» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? зн а́ мя знам ё на
Родительный Кого? Чего? зн а́ мени знам ё н
Дательный Кому? Чему? зн а́ мени знам ё нам
Винительный (неод.) Кого? Что? зн а́ мя знам ё на
Творительный Кем? Чем? зн а́ менем знам ё нами
Предложный О ком? О чём? зн а́ мени знам ё нах

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова летучесть (существительное):

Предложения со словом «знамя&raquo

Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.

Цитаты из русской классики со словом «знамя»

Мальтийский восьмиугольный крест был внесен в российский государственный герб. Император стал жаловать его за военные подвиги, вместо георгиевского ордена, крест этот сделался украшением дворцовых зал, и, в знак своего благоволения, Павел Петрович раздавал его войскам на знамена, штандарты, кирасы и каски.

Значение слова «знамя&raquo

ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Значение слова «знамя&raquo

ЗНА́МЯ , —мени, мн. знамёна, —мён, ср. 1. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (цветов) с надписью, украшениями и т. п., служащее эмблемой воинской части, соединения, корабля, а также государства, какой-л. организации и т. п.

Предложения со словом «знамя&raquo

Над всеми кораблями развеваются красные знамёна, а восставшие разбили правительственные войска и заняли город.

Он одним из первых старых кадровых офицеров китайской буржуазной армии поднял знамя борьбы за дело народа.

– Сохранил с сорок первого боевое знамя полка, которое ему передал умирающий командир.

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%8F

Склонение слова «Стол»

Склонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 83451 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.

Единственное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? стол
родительный Кого, чего? стола
дательный Кому, чему? столу
винительный Кого, что? стол
творительный Кем, чем? столом
предложный О ком, о чём? столе

Множественное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? столы
родительный Кого, чего? столов
дательный Кому, чему? столам
винительный Кого, что? столы
творительный Кем, чем? столами
предложный О ком, о чём? столах

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д

п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Определение несклоняемых слов-существительных

Несклоняемые имена существительные, как правило, являются словами иноязычного происхождения. Суть их, как водится, в семантике: склонение по падежам данных слов внешне остаётся неизменным. К несклоняемым существительным принято относить:

  • славянские (а именно русские и украинские) фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их, -аго и -о. К примеру: Тарас Шевченко, доктор Живаго, село Дурново;
  • существительные иностранного происхождения, у которых основа оканчивается на гласный: меню, шоссе, кашне, кенгуру;
  • сложносокращённые слова и аббревиация: вуз, МГУ, сельпо, универмаг;
  • существительные женского рода с основой, оканчивающейся на согласный: мадам, миссис и так далее.

Обычно у обучающихся возникают проблемы с определением рода таких несклоняемых существительных, однако упомянуть о падежных окончаниях также необходимо.

Определение падежа у несклоняемых существительных

Определить падеж и склонение имен существительных у изолированного от контекста несклоняемого существительного крайне сложно. Другое дело, если слово представлено в словосочетании, ещё лучше — если в предложении. Тогда склонения существительных и их падежные окончания будут определяться по прилагательному или другой именной части речи, стоящей рядом с несклоняемым существительным. В качестве примера следует избрать два словосочетания: красивый Тбилиси, чёрное пальто.

  • Именительный падеж: словоформы остаются неизменными;
  • Родительный падеж: красивого Тбилиси, чёрного пальто;
  • Дательный падеж: красивому Тбилиси, чёрному пальто;
  • Винительный падеж: красивый Тбилиси, чёрное пальто;
  • Творительный падеж: красивым Тбилиси, чёрным пальто;
  • Предложный падеж: о (на) красивом Тбилиси: о (на) чёрном пальто.

Только благодаря наличию прилагательных обучающийся сможет правильно определить падежную принадлежность того или иного слова иноязычного происхождения.

Итак, в данной статье лаконично и понятно освещены основные вопросы склонения имён существительных и падежной принадлежности существительных. Для носителя языка склонение по падежам не представляется слишком сложным занятием. Русский язык полон глубоких тайн и загадок, и сегодня читателю удалось заглянуть в ещё один потаённый уголок родной речи. Освоив древнейшее и одновременно сложнейшее искусство слова, человек может научиться ранить и врачевать, начинать войны и останавливать их. Но главное, сможет гордиться своей принадлежностью, любить язык и привлекать к этому остальных.

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж — кто?, что?2) Родительный падеж — нет кого?, чего?3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:

авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.

Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.

Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.

Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.

Что такое падеж?

Несмотря на то, что устанавливать падеж учат ещё в третьем классе, для многих учащихся вопрос — как определить падеж — остаётся открытым вплоть до выпускного класса

Но для того, чтобы ясно понимать тему и уметь составлять склонение существительных в русском языке таблица, следует разобраться с категорией падежа как таковой, ведь без неё не существует склонение по падежам, такое важное для морфологии

Падеж — категориальное понятие этой науки, разделяющий существительные (в данном случае) на 6 рядов противопоставленных друг другу форм. Некоторые окончания в них могут совпадать, но все шесть падежей не могут иметь одно и то же окончание. Исключение составляют несклоняемые существительные, о которых будет говориться позже. Итак, полный список падежей с вопросами:

  • Именительный. Ставит вопросы кто? что?
  • Родительный. Ставит вопросы кого? чего? Вспомогательным вопросом для учащегося становится откуда?
  • Дательный. Ставит вопросы кому? чему?
  • Винительный. Ставит вопросы кого? что? Вспомогательным вопросом является куда?
  • Творительный. Ставит вопросы кем? чем?
  • Предложный. Ставит вопросы о (на) ком? о (на) чём? Вспомогательным вопросом видится где?

Если уважаемый читатель внимательно посмотрит на названия падежей, он быстро поймёт, что даже семантика их названий становится подсказкой. Так, в дательном падеже, с корнем -дат- (кому? чему?) что-либо. То же самое действует и с другими падежами, читатель может догадаться о подсказках, кроющихся в названиях падежей, самостоятельно.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 144,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 58,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 139,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 205,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 213,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 173,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 16,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 142,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 586,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 606,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 148,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет.  Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.  Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.  Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.  Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.  Смысловые вопросы: где? 

Таблица склонений имен существительных

Чтобы определить склонение имени существительного, для начала определяем его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. А после — по роду и окончанию определяем склонение. Вот и все!

Для удобства можно использовать таблицу падежных окончаний имен существительных русского языка. Табличка особенно пригодится в 4 классе, когда школьники только начинают знакомиться с этой темой.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Падежные окончания имен существительных: таблица

Единственное число

Множественное число

Мы выделили окончания множественного числа в отдельный столбец, так как различия между ними менее существенны, чем в единственном числе.

Знак ударения над окончанием значит, что оно всегда будет ударным. Если последняя согласная в слове г, к, х, ж, ш, щ или ч — окончание -ы заменяем на -и.

Символ ö значит чередование о / е / ё. Для наглядности сделали отдельную таблицу на примере окончания творительного падежа единственного числа 1-го склонения.

Конечный согласный основы

Шипящий (ж, ш, ч, щ) или ц

стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем

ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм

Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:

сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;

чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;

выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;

чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.

Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Окончания в падежах существительных второго склонения

Для того, чтобы эффективно создать склонение по падежам таблица с окончаниями, следует выяснить, какие окончания принадлежат существительным второго склонения. Для примера стоит избрать слово закон, имеющее нулевое окончание, для которого и произойдёт склонение по падежам, чёткое и понятное.

  • В именительном падеже слово остаётся неизменным;
  • В родительном падеже слова имеют окончания -а, -я: закона;
  • В дательном падеже слова имеют окончания -у; -ю: закону;
  • В винительном падеже слова имеют нулевое окончание, а также -о, -е, -я: закон;
  • В творительном падеже слова имеют окончания -ом, -ем (-ём): законом;
  • В предложном падеже слова имеют окончания -е, -и: законе.

Так, становится понятно, что все падежи существительных имеют разнообразные окончания. Для того, чтобы полностью разобраться в этой теме, стоит выяснить, какие окончания приобретают падежи существительных в третьем склонении.

Изменение по падежам слова «оба»

Это собирательное числительное может сочетаться с существительными мужского и среднего рода, например:

  • вариант — оба варианта;
  • объект — оба объекта;
  • качество — оба качества;
  • направление — оба направления.

Понаблюдаем за изменением рассматриваемого числительного по падежам. Для сравнения возьмем одушевленное и неодушевленное существительное.

  • и.п.  оба друга, оба здания;
  • р.п.  имена (кого?) обоих друзей, стены (чего?) обоих зданий;
  • д.п.  дам (кому?) обоим друзьям, подойду (к чему?) к обоим зданиям;
  • в.п.  поздравлю (кого?) обоих друзей, вижу (что?) оба здания;
  • т.п.  горжусь (кем?) обоими друзьями, (чем?) обоими зданиями;
  • п.п.  расскажу (о ком?) об обоих друзьях, (о чём?) об обоих зданиях.

У собирательного числительного в паре с одушевленным существительным совпадают формы родительного и винительного падежей, и соответственно с неодушевленным существительным — формы именительного и винительного падежей.

Отметим, что при склонении рассматриваемого числительного в корне слова появляется беглая гласная «о»:

обо-их — корень/окончание

Примеры предложений

Приведем случаи употребления этого собирательного числительного из сборника «Белый клык. Зов предков» Джека Лондона.

Особенности склонения отдельных слов

Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.

Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.

Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.

Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.

Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.

Часть речи «оба», «обе»

Выясним, в чем заключается разница в их употреблении, сразу указав, что интересующие нас слова в русском языке являются числительными.

Определение

Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (пять, семеро, десятый, оба, девятеро).

По значению имена числительные делятся на три разряда:

  1. количественные (один, двадцать, семьсот сорок пять);
  2. собирательные (двое, трое, десятеро, оба);
  3. порядковые (первый, тридцать второй, семисотый).

Значит, слова «оба», «обе» принадлежат к собирательным числительным и обозначают количество предметов как совокупность. В чем состоит их различие? Они различаются родовой принадлежностью, и вследствие этого сочетаемостью с именами существительными.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

название

падежа

Латинское

название

падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

— —

-а, -я

—, -о, -е

-ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

-ы, -и

-а, -я

—, -ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

-е, -и

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

-у, -ю

-о, -е

—, -ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

-ой (-ою),

-ей (-ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

-е, -и

-е, -и

-ах, -ях

Изменение по падежам слова «оба»

Это соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное может соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, напри­мер:

  • вари­ант — оба вари­ан­та,
  • объ­ект — оба объ­ек­та,
  • каче­ство — оба каче­ства,
  • направ­ле­ние — оба направ­ле­ния.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем рас­смат­ри­ва­е­мо­го чис­ли­тель­но­го по паде­жам. Для срав­не­ния возь­мем оду­шев­лен­ное и неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное.

  • и.п. оба дру­га, оба зда­ния
  • р.п. име­на кого? обо­их дру­зей, сте­ны чего? обо­их зда­ний
  • д.п. дам кому? обо­им дру­зьям, подой­ду к чему? к обо­им зда­ни­ям
  • в.п. поздрав­лю кого? обо­их дру­зей, вижу что? оба зда­ния
  • т.п. гор­жусь кем? обо­и­ми дру­зья­ми, чем? обо­и­ми зда­ни­я­ми
  • п.п. рас­ска­жу о ком? об обо­их дру­зьях, о чём? об обо­их зда­ни­ях.

У соби­ра­тель­но­го чис­ли­тель­но­го в паре с оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным сов­па­да­ют фор­мы роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жей, и соот­вет­ствен­но с неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным — фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жей.

Отметим, что при скло­не­нии рас­смат­ри­ва­е­мо­го чис­ли­тель­но­го в корне сло­ва появ­ля­ет­ся бег­лая глас­ная «о»:

обо-их — корень/окончание

Примеры предложений

Приведем слу­чаи упо­треб­ле­ния это­го соби­ра­тель­но­го чис­ли­тель­но­го из сбор­ни­ка «Белый клык. Зов пред­ков» Джека Лондона.

В такие мину­ты оба вол­ка угро­жа­ю­ще рыча­ли и ска­ли­ли друг на дру­га зубы.

В пяти-шести милях от лого­ви­ща ручей раз­ветв­лял­ся и оба его рука­ва под пря­мым углом пово­ра­чи­ва­ли к горам.

Оба зве­ря ката­лись по зем­ле, рысь рва­ла свою про­тив­ни­цу зуба­ми и ког­тя­ми, а вол­чи­ца мог­ла пус­кать в ход толь­ко зубы.

Темный ело­вый лес сто­ял, нахму­рив­шись, по обо­им бере­гам ско­ван­ной льдом реки.

Он послу­шал­ся обо­их инстинк­тов: поко­рял­ся до тех пор, пока рука не кос­ну­лась его, а потом решил бороть­ся и схва­тил её зуба­ми.

Рекомендации по выбору падежа в зависимости от содержимого альбома

При выборе падежа в альбоме следует учитывать содержимое. Например, если в альбоме содержатся фотографии с животными, то рекомендуется использовать винительный падеж. Например: «Фотографии моего кота». Это связано с тем, что винительный падеж используется для обозначения действия, направленного на объект. В данном случае, действие — сделать фотографии, на объект — кота.

Если в альбоме содержатся фотографии с людьми, то рекомендуется использовать родительный падеж. Например: «Фотографии моих друзей». Родительный падеж используется для обозначения принадлежности, т.е. фотографии принадлежат друзьям.

Если в альбоме содержатся фотографии с местами, то рекомендуется использовать предложный падеж. Например: «Фотографии из Парижа». Предложный падеж используется для обозначения места.

Если в альбоме содержатся фотографии документов, то рекомендуется использовать винительный падеж. Например: «Фотографии моего паспорта». Это связано с тем, что документ олицетворяет объект, на который направлено действие — сделать фотографии.

  • Винительный падеж использовать для фотографий с животными и документами;
  • Родительный падеж использовать для фотографий с людьми;
  • Предложный падеж использовать для фотографий с местами.

Итак, при выборе падежа нужно учитывать содержимое альбома и использовать соответствующий падеж. Это поможет сделать название более правильным и грамотным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чаша знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: