Основа и окончание
Основа слова
И, наконец, у нас осталась еще одна важная морфема, свойственная изменяемым словам, – окончание.
Давайте запомним, что окончания есть только у изменяемых слов. Так, у неизменяемых наречий окончания нет. Например, в наречии «тепло» конечное -о- является суффиксом, но не окончанием!
Но у окончаний есть особенность: они могут быть нулевыми. То есть при изменении слова окончание появляется, но в какой-то конкретной форме слова его нет. Это слова мужского рода второго склонения и женского рода третьего склонения (стол, ночь).
Окончания присоединяются к основе слова, не входя в нее, и служат для выражения грамматических значений.
Свойства окончания
{"questions":,"items":,,]}},"step":1,"hints":}]}
Примеры морфемного анализа слов
Дождался (дождал□ся)
- Глагол, изменяемое слово.
- Дождалась, дождались. Нулевое окончание (□) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показал□ся, смеял□ся.
- Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
- Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
- Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
- Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
- Исторических изменений в составе слова нет.
Кольцо (кольцо)
- Существительное, изменяемое слово.
- Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
- Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
- —
- —
- Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
- В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Разбор по составу (морфемный) слова «задача»
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
морфемный разбор по составу
Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы – «проспал»;
- два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
- корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 239,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 4,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 137,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 158,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 278,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 233,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 21,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 247,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 255,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 114,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 152,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 105,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 141,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 376,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 307,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 469,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 109,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 16 стр. 56 — 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 517,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 108,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 121,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 642,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 63,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 168,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 196,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 292,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 24,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 336,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 349,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 404,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 449,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 144,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 232,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 87,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 195,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 206,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 73,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 207,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 357,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 296,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Что мы уже знаем о морфемах?
Для начала давайте кратко вспомним всё, что мы изучали на последних уроках.
Но сперва еще раз отметим, что морфемы – это минимальные значимые части слова. А это значит, что все они несут в себе определенное значение, смысл.
Это значение может быть грамматическим, то есть морфема нужна для того, чтобы передать принадлежность слова к какой-либо грамматической категории.
Например, суффикс -лив- используется, чтобы передать принадлежность слова к категории прилагательных.
А еще значение может быть смысловым, то есть морфема используется для передачи или уточнения какого-либо смысла.
Например, приставка в- (входить) используется, чтобы показать движение внутрь, а приставка вы- (выходить) – чтобы показать действие наружу.
Функции морфемы
{"questions":,"items":}},"step":1,"hints":}]}
Итак, приступим к обобщению изученного.
Приставка
Одна из главных особенностей приставки заключается в том, что она присоединяется ко всему слову в целом и придает ему новый оттенок смысла. Поэтому приставки несут только смысловые значения. То есть они уточняют значение корня. Грамматические же значения приставками не выражаются.
Свойства приставки
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"step":1,"hints":}]}
Усложняем задачу
Вообще, рассматривать только стандартные —ть, ти, чь, сти, сть
— как суффиксы в неопределённой форме глагола, говоря о правописании этой части речи, не очень правильно. Существуют ещё суффиксы —ова, ева
— и —ива, ыва
-, выбор которых тоже связан с определёнными трудностями. Встречаются они в таких словах как, например, исповедОВАть, беседОВАть, закладЫВАть
и так далее.
Правописание в данном случае требует постановки этого самого глагола в первое лицо единственного числа (это то, что соответствует местоимению я
). Если необходимая форма заканчивается на —ую, юю
-, то следует выбрать суффиксы —ова/ева
— (преследУЮ-преследОВАть, воЮЮ-воЕВАть
), если же на —ываю, иваю
-, то пойдут суффиксы —ива, ыва
— (закапЫВАЮ-закапывать, настаИВАЮ-настаИВАть
).
Немного кошмара
Ещё одна «любимая» почти всеми школьниками тема — правописание суффикса перед —ть, ти, чь, сти, сть
-, от которого обычно зависит выбор спряжения глагола. Конечно, порой он очевиден, но иногда, в словах вроде клеить
, всё не так просто, как хотелось бы.
В данном случае придётся углубляться в спряжения. Как известно, глаголы имеют первое и второе спряжение. Оба они влияют на выбор окончания в личных формах глагола. Проблема в том, что порой окончание в личной форме очевидно, а вот что писать перед инфинитивным суффиксом — не всегда понятно. В таком случае берём спорный глагол и начинаем его спрягать. Если окончания в спрягаемых формах соответствуют окончаниям первого спряжения (-ю
, —ешь, -ет, -ем, -ете, -ют/-ут
), то писать следует те суффиксы, по которым определяется первое спряжение — —ать, ять
-, если же второго (-у, -ю, — ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат
), то, соответственно, -ить.
Например, то же самое кле?ть — клеЮ, клеИШЬ, клеИТ
— таким образом, раз соответствуют окончаниям второго спряжения, нужно писать суффикс этого самого второго спряжения — ить
.
Состав слова «какой-нибудь»
Слово «какой-нибудь» является сложным и состоит из двух морфем — «какой» и «нибудь».
Морфема «какой» является прилагательным и выполняет функцию определения. Она состоит из корня «как», который обозначает свойство, признак, качество, и суффикса «-ой», образующего прилагательное мужского рода единственного числа.
Морфема «нибудь» является наречием неопределенности, часто используется в русском языке для усиления утверждения или сохранения некоторой неопределенности в значении слова. Она состоит из сочетания частицы «ни» и наречия «будь».
Значение слова «какой-нибудь» можно описать как «неопределенный, случайный, какой-то». В тексте она может использоваться для указания на неопределенный предмет или явление, либо для подчеркивания неопределенности в значении слова.
- Примеры использования слова «какой-нибудь»:
- «Подай мне какой-нибудь пирог»
- «Он хотел узнать какой-нибудь интересный факт о стране»
- «Мне не нужен какой-нибудь повод, чтобы пойти на прогулку»
Разбор по составу (морфемный) слова «заданий»
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
морфемный разбор по составу
Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы – «проспал»;
- два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
- корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
Проводим морфемный разбор вместе
А теперь давайте проведем морфемный разбор вместе. Выполняйте пункты плана сначала самостоятельно, а затем открывайте ответ.
Представим, что в учебнике вам попалось такое предложение:
Кора лесных великанов часто обрастает2 мхом и даже травою.
Мы видим, что в этом предложении над словом «обрастает» стоит цифра 2. Это сигнал, который говорит нам провести морфемный разбор этого слова.
Давайте выпишем его.
Показать ответ
Скрыть ответ
Выписываем в той же форме, как и в предложении:
обрастает
Выделяем окончание и основу
Теперь первое, что нам необходимо сделать, — выделить окончание. Чтобы правильно найти его, попробуем изменить слово, например, по числам.
Показать ответ
Скрыть ответ
Обрастает – обрастают.
Видим, что -ет меняется на -ют. Значит, -ет – это окончание.
Выделяем окончание и вспоминаем, что оно должно нести какое-то грамматическое значение. Поэтому устно проговариваем это значение.
Показать ответ
Скрыть ответ
Окончание -ет показывает нам, что глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа.
Итак, окончание и его значение мы нашли. Значит, все остальное – это основа слова. Выделим ее, и на этом этапе у нас получится вот такой результат:
Морфемный разбор слова «обрастает»
Выделяем корень, суффикс и приставку
Теперь нам нужно выделить корень. Для этого найдем однокоренные слова.
Показать ответ
Скрыть ответ
Например: обрастает – растёт, растущий, растение и др.
Видим, что у всех слов повторяется часть -раст-, значит, это и есть наш корень. Выделим его.
Теперь между корнем и окончанием мы видим еще одну морфему – суффикс -а-. Выделим его и вспомним, что он тоже несет в себе определенное значение. И оно может быть как грамматическим, так и смысловым. Какое же значение помогает выразить суффикс -а-?
Показать ответ
Скрыть ответ
Здесь суффикс -а- помогает образовать глагол настоящего времени несовершенного вида. Это грамматическое значение.
И на этом этапе у нас осталась одна невыделенная морфема, которая стоит перед корнем. Это приставка об-! Выделим ее и подумаем, какой же оттенок смысла вносит в слово эта приставка?
Показать ответ
Скрыть ответ
Приставка об- в этом слове показывает, что действие совершается вокруг предмета. Сравните с подобными словами: облететь, обрисовать.
Вот и все! На этом наш морфемный разбор завершается. И письменно он выглядит так:
Морфемный разбор слова «обрастает»
А теперь закрепите две наши последние темы, посмотрев видеоурок.