Предлог
Вследствие болезни он не ходил в школу в течение целой четверти, но продолжал успешно учиться благодаря помощи учителей, друзей и родителей.
Примеры разбора предлогов: вследствие, в, в течение, благодаря
вследствие
1) Предлог,2) постоянные признаки: причины, производный, простой;3) членом предложения не является
в
1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;3) членом предложения не является
в течение
1) Предлог,2) постоянные признаки: временной, производный, составной;3) членом предложения не является
благодаря
1) Предлог,2) постоянные признаки: причины, производный, простой;3) членом предложения не является
Причастие
В клетке, купленной и подаренной мне на день рождения мамой, я поселил двух песчанок, без конца снующих из стороны в сторону, вечно что-то грызущих и охотно играющих вместе.
Примечание
Существуют две интерпретации статуса причастия, представленные в школьных учебниках:1) Причастие – часть речи.2) Причастие – форма глагола.Образцы разборов причастий как отдельной части речи даны в варианте разбора 1, а как формы глагола – в варианте разбора 2. Оба вида разбора причастия признаются правильными, но, делая разбор, нужно последовательно придерживаться выбранной позиции.
Примеры разбора причастий: купленной, подаренной, снующих, грызущих, играющих
купленной
Вариант разбора 1 — причастие как часть речи:
1) Причаст., н.ф. – купленный;2) постоянные признаки: СВ, невозвратное, страдательное, прош. вр.; непостоянные признаки: полная форма, ед.ч., ж.р., П.п.;3) в клетке (какой?) купленной
Вариант разбора 2 — причастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма – купить;2) постоянные признаки: СВ, невозвратный, переходный, 2 спр., страдательное, прош. вр.; непостоянные признаки: полн., ед.ч., ж.р., П.п.;3) в клетке (какой?) купленной
подаренной
Вариант разбора 1 — причастие как часть речи:
1) Причастие, начальная форма – подаренный;2) постоянные признаки: СВ, невзвратное, страдательное, прош. вр.; непостоянные признаки: полн., ед.ч., ж.р., П.п.;3) в клетке (какой?) подаренной
Вариант разбора 2 — причастие как форма глагола:1) Глагол, начальная форма – подарить;2) постоянные признаки: СВ, невозвратный, переходный, 2 спр., страдательное, прош. вр.; непостоянные признаки: полн., ед.ч., ж.р., П.п.;3) в клетке (какой?) подаренной
снующих
Вариант разбора 1 — причастие как часть речи:
1) Причастие, начальная форма – снующий;2) постоянные признаки: НСВ, невозвратное, действительное, наст. вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) снующих
Вариант разбора 2 — причастие как форма глвагола:
1) Глагол, начальная форма – сновать;2) постоянные признаки: НСВ, невозвратный, непереходный, 1 спр., действительное, наст.вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) снующих
грызущих
Вариант разбора 1 — причастие как часть речи:
1) Причастие, начальная форма – грызущий;2) постоянные признаки: НСВ, невозвратное, действительное, наст. вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) грызущих
Вариант разбора 2 — причастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма — грызть;2) постоянные признаки: НСВ., невозвратный, переходный, 1 спр., действительное, наст.вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) грызущих
играющих
Вариант разбора 1 — причастиие как часть речи:
1) Причастие, начальная форма – играющий;2) постоянные признаки: НСВ, невозвратное, действительное, наст. вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) играющих
Вариант разбора 2 — причастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма – играть;2) постоянные признаки: НСВ, невозвратный, непереходный, 1 спр., действительное, наст.вр.; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) песчанок (каких?) играющих
Междометие
— Спасибо!- Пожалуйста!
— Ой! Ой-ой-ой! Как больно!- Ну что ты! Не плачь!
Примеры разбора междометий: , Пожалуйста!, Ой!, Ой-ой-ой!, Ну что ты!
1) Междометие,2) постоянные признаки: этикетное, поизводное, простое;3) членом предложения не является
Пожалуйста!
1) Междометие,2) постоянные признаки: этикетное, производное, простое;3) членом предложения не является
Ой!
1) Междометие,2) постоянные признаки: эмоциональное, непроизводное, простое;3) членом предложения не является
Ой-ой-ой!
1) Междометие,2) постоянные признаки: эмоциональное, непроизводное, составное;3) членом предложения не является
Ну что ты!
1) Междометие,2) постоянные признаки: эмоциональное, производное, составное;3) членом предложения не является
Морфологический разбор «французском»
Сделаем морфологический разбор слова «французском». Разбор состоит из 3 пунктов.
- Часть речи Часть речи слова французском — имя прилагательное.
- Морфологические признаки
- Начальная форма: французский (именительный падеж единственного числа мужского рода);
- Постоянные признаки: относительное;
- Непостоянные признаки: единственное число, предложный падеж, мужской род, полная форма.
- Синтаксическая роль Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
407 / Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток. Или нажмите Ctrl+Enter и сообщите об ошибке. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
Слова с буквой ё пишите через букву ё: стёкла, совершённый и др.
Источник статьи: http://morphologyonline.ru/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC
Морфологический разбор имени существительного
- Для выполнения морфологического разбора существительного находим исходную форму. Для этого необходимо задать к слову вопрос именительного падежа единственного числа «кто? что?».
- Затем определяем, в каком числе и падеже находится форма слова, морфологический разбор которого мы выполняем. Это непостоянный признак, форма меняется в зависимости от того, как употреблено слово в предложении.
- Далее смотрим, нарицательное или собственное имя перед нами. Для собственных характерно написание с большой буквы. Это имена, фамилии, всевозможные названия городов, стран и т.д.
- Следующим шагом определяем род и склонение. Это тоже постоянные признаки.
- Одушевленное или неодушевленное.
- И, наконец, необходимо записать, какую синтаксическую роль слово выполняет в предложении. Т.е. каким членом предложения выступает разбираемое слово.
Пример:
Сделаем морфологический разбор слова «дачу».
Исходная форма (что?) дача.
Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, женский род, 1 склонение.
Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж (вижу что? дачу).
Синтаксическая роль: в данной форме это дополнение.
Обратите внимание, что после исходной формы я записала сначала постоянные признаки, а затем уже непостоянные. Просто считаю, что так правильнее, если сначала указать признаки, которые не изменяются
Но у каждого преподавателя свои требования
Просто считаю, что так правильнее, если сначала указать признаки, которые не изменяются. Но у каждого преподавателя свои требования.
Если порядок указания признаков имеет значение для вашего учителя, то вы пишете в том порядке, который от вас требуется.
Морфологический разбор существительного самый масштабный, так как у этой части речи очень много важных показателей, каждый из которых необходимо определить.
Наречие
Сначала дети дома прилежно учились говорить по-французки, а потом поступали в гимназии: там все вокруг свободно разговаривали на нескольких языках.
Примеры разбора наречий: сначала, дома, прилежно, по-французски, там, вокруг, свободно
сначала
1) Наречие,2) постоянные признаки: времени, знаменательное;3) учились (когда?) сначала
дома
1) Наречие,2) постоянные признаки: места, знаменательное;3) учились (где?) дома
прилежно
1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3) учились (как?) прилежно
по-французки
1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3) говорить (как?) по-французки
там
1) Наречие,2) постоянные признаки: места, местоименное;3) разговаривали (где?) там
вокруг
1) Наречие,2) постоянные признаки: места, знаменательное;3) разговаривали (где?) вокруг
свободно
1) Наречие,2) постоянные признаки: образа действия, знаменательное;3)разговаривали (как?) свободно
Местоимение
Я прошу тебя, пожалуйста, убери свои игрушки в тот ящик, который стоит под твоим столом.
Примеры разбора местоимений: я, тебя, свои, тот, который, твоим
я
1) Местоимение, начальная форма – я;2) постоянные признаки: соотносится с существительными, личное, 1 л., ед.ч.; непостоянные признаки: И.м.;3) (кто?) я
тебя
1) Местоимение, начальная форма – ты;2) постоянные признаки: соотносится с существительными, личное, 2 л., ед.ч.; непостоянные признаки: В.п.;3) прошу (кого?) тебя
свои
1) Местоимение, начальная форма – свой;2) постоянные признаки: соотносится с прилагательными, притяжательное; непостоянные признаки: мн.ч., В.п.;3) игрушки (чьи?) свои
тот
1) Местоимение, начальная форма – тот;2) постоянные признаки: соотносится с прилагательными, указательное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;3) в ящик (какой?) тот
который
1) Местоимение, начальная форма – который;2) постоянные признаки: соотносится с прилагательными, относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., И.п;3) союзное слово, который
твоим
1) Местоимение, начальная форма – твой;2) постоянные признаки: соотносится с прилагательными, притяжательное.; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., Т.п.;3) столом (чьим?) твоим
«Французский» (имя прилагательное)
Морфологический разбор имени прилагательного
- I Часть речи: имя прилагательное;
- II Начальная форма: французский — единственное число, мужской род, именительный падеж;
- III Морфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- Б. Непостоянные признаки:
-
- мужской род, единственное число, полная форма , положительная степень
- именительный или винительный падеж
- IV Синтаксическая роль:
1) французский – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, именительный падеж
2) французский – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, винительный падеж
Склонение имени прилагательного по падежам
Именительный падеж | Какой? французский | Какое? французское | Какая? французская | Какие? французские |
Родительный падеж | Какого? французского | Какого? французского | Какой? французской | Каких? французских |
Дательный падеж | Какому? французскому | Какому? французскому | Какой? французской | Каким? французским |
Винительный падеж | Какого? Какой? французского, французский | Какого? Какое? французское | Какую? французскую | Каких? Какие? французские, французских |
Творительный падеж | Каким? французским | Каким? французским | Какой? французскою, французской | Какими? французскими |
Предложный падеж | О каком? французском | О каком? французском | О какой? французской | О каких? французских |
Союз
Ребёнок то капризначал и плакал, то был весел, но мать тревожилась, потому что ей казалось, что он вот-вот заболеет, если она перестанет думать о нём.
Примеры разбора союзов: то… то, и, но, потому что, что, если
то… то
1) Союз,2) постоянные признаки: сочинительный (разделительный), непроизводный, составной;3) членом предложения не является
и
1) Союз,2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;3) членом предложения не является
но
1) Союз,2) постоянные признаки: сочинительный (противительный), непроизводный, простой;3) членом предложения не является
потому что
1) Союз,2) постоянные признаки: подчинительный (причины), производный, составной;3) членом предложения не является
что
1) Союз,2) постоянные признаки: подчинительный (изъяснительный), непроизводный, простой;3) членом предложения не является
если
1) Союз,2) постоянные признаки: подчинительный (условный), непроизводный, простой;3) членом предложения не является
Числительное
Развлекательную программу, в которой мы снимались, показали второго января в шестнадцать часов двадцать пять минут по первому каналу. Посмотреть её смогло только двое из нас.
Примеры разбора числительных: второго, шестнадцать, двадцать пять, первому, двое
второго
1) Числительное, начальная форма – второй;2) постоянные признаки: порядковое, простое; непостоянные признаки: ед.ч., ср.р., Р.п.;3) января (какого?) второго
Комментарий:
для обозначения дат используются порядковые числительные в форме ед.ч., ср.р.
шестнадцать
1) Числительное, начальная форма – шестнадцать;2) постоянные признаки: количественное, целое, прост.; непостоянные признаки: В.п.;3) показали (когда?) в шестнадцать
двадцать пять
1) Числительное, начальная форма – двадцать пять;2) постоянные признаки: количественное, целое, составное; непостоянные признаки: В.п.;3) показали (когда?) в (шестнадцать) двадцать пять
Комментарий
для обозначения времени используется сочетание числительных, обозначающихчасы и минуты. В шестнадцать часов двадцать пять минут – это не одно, в два разныхчислительных, используемых вместе.
первому
1) Числительное, начальная форма – первый;2) постоянные признаки: порядковое, простое; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., Д.п.;3) по каналу (какому?) первому
Комментарий
порядковые числительные согласуются в числе, роде и падеже с существительным, которое они определяют.
двое
1) Числительное, начальная форма – двое;2) постоянные признаки: количественное, собирательное; непостоянные признаки: И.п.;3) (кто?) двое
Комментарий:
двое – часть подлежащего двое из нас, выраженного синтаксически неделимым словосочетанием.
Деепричастие
Закончив учебный год, мы проводили каникулы гуляя, играя, купаясь, загорая.
Примечание:
Существуют две интерпретации статуса деепричастия, представленные в школьных учебниках:1) Деепричастие – часть речи.2) Деепричастие – форма глагола.Образцы разборов деепричастий как отдельной части речи даны в варианте разбора 1, а как формы глагола – в варианте разбора 2. Оба вида разбора деепричастия признаются правильными, но, делая разбор, нужно последовательно следовать выбранной позиции.
Примеры разбора деепричастий: закончив, гуляя, играя, купаясь, загорая
закончив
Вариант разбора 1 — деепричастиие как часть речи:
1) Деепричастие,2) постоянные признаки: СВ;3) проводили (как?) закончив
Вариант разбора 2 — деепричастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма – закончить2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.;3) проводили (как?) закончив
гуляя
Вариант разбора 1 — деепричастиие как часть речи:
1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НСВ;3) проводили (как?) гуляя
Вариант разбора 2 — деепричастие как форма глагола:1) глагол, начальная форма – гулять,2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.;3) проводили (как?) гуляя
играя
Вариант разбора 1 — деепричастиие как часть речи:
1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НСВ;3) проводили (как?) играяВариант разбора 2 — деепричастие как форма глагола:1) Глагол, начальная форма – играть,2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.;3) проводили (как?) играя
купаясь
Вариант разбора 1 — деепричастиие как часть речи:
1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НСВ;3) проводили (как?) купаясь
Вариант разбора 2 — деепричастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма – купаться,2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, возвратный, 1 спр.;3) проводили (как?) купаясь
загорая
Вариант разбора 1 — деепричастиие как часть речи:
1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НСВ;3) проводили (как?) загорая
Вариант разбора 2 — деепричастие как форма глагола:
1) Глагол, начальная форма – загорать,2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.;3) проводили (как?) загорая
Как объяснить морфологический разбор слова
Морфологический разбор слова — это анализ слова как части речи по трём признакам: общее грамматическое значение, то есть что означает слово, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
<<Форма демодоступа>>
Морфологический разбор имени существительного
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить существительное в начальную форму (единственное число, именительный падеж).
Выяснить постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение и число, если слово имеет только одну форму числа — единственное или множественное.
Выяснить непостоянные признаки: падеж и число (если слово изменяется по числам).
- Определить синтаксическую роль существительного (каким членом предложения выступает в этом предложении).
Морфологический разбор имени прилагательного
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить прилагательное в начальную форму (единственное число, именительный падеж, мужской род).
Выяснить постоянные морфологические признаки: разряд по значению — относительное, качественное, притяжательное.
Выяснить непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для качественных), степень сравнения (для качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
- Определить синтаксическую роль прилагательного.
Морфологический разбор имени числительного
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить числительное в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род для порядковых числительных и именительный падеж для количественных числительных).
Выяснить постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое), разряд по составу (простое, сложное, составное).
Выяснить непостоянные морфологические признаки: падеж, род и число (если есть).
- Определить синтаксическую роль числительного.
Морфологический разбор местоимения
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить местоимение в начальную форму (именительный падеж, единственное число, если местоимение изменяется по числам).
Выяснить постоянные морфологические признаки: разряд (личное, возвратное, указательное, притяжательное, относительное, вопросительное, отрицательное, неопределённое, определительное), лицо и число (для личных).
Выяснить непостоянные морфологические признаки: падеж, число и род, если есть.
- Определить синтаксическую роль местоимения.
Морфологический разбор глагола
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить глагол в начальную форму (инфинитив).
Выяснить постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Выяснить непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).
- Определить синтаксическую роль глагола.
Морфологический разбор наречия
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Выяснить морфологические признаки: неизменяемость, разряд по значению, степень сравнения (есть есть).
- Определить синтаксическую роль наречия.
Морфологический разбор причастия
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить причастие в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род), определить, от какого глагола образовано.
Выяснить постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, вид, возвратность, время.
Выяснить непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род (в единственном числе), падеж.
- Определить синтаксическую роль причастия.
Морфологический разбор деепричастия
Алгоритм:
- Определить часть речи, грамматическое значение и на какой вопрос отвечает.
- Поставить деепричастие в начальную форму (инфинитив глагола).
Выяснить морфологические признаки: вид, возвратность, неизменяемость.
- Определить синтаксическую роль деепричастия.